Понятие и признаки права
В правоведении сложилось много научных течений, по-разному объясняющих происхождение государства и права, их содержание и предназначение в жизни людей. Рассмотреть их подробно не представляется возможным, но в этом и нет необходимости. Все дальнейшее изложение в учебнике построено на идее единства права, государства и общества. Эти три системы влияют друг на друга как в процессе создания права… Читать ещё >
Понятие и признаки права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В правоведении сложилось много научных течений, по-разному объясняющих происхождение государства и права, их содержание и предназначение в жизни людей. Рассмотреть их подробно не представляется возможным, но в этом и нет необходимости. Все дальнейшее изложение в учебнике построено на идее единства права, государства и общества. Эти три системы влияют друг на друга как в процессе создания права, гак и во время его реализации. Государство создает право для общества по его поручению и от его имени. Таким образом, должна обеспечиваться социальная ценность права и государства. Право может возникнуть и без участия государства, но в случае его санкционирования публичная власть становится гарантом такого права.
Право — это совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.
Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и направленных на регулирование общественных отношений.
Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие. Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств. При этом важно, что не все право создается государством непосредственно. Органами государственной власти разрабатываются только нормативные акты, в том числе законы. Без участия государства право создается в форме обычаев, доктрин, принципов и т. п. Но и эти правовые формы защищаются государством от нарушений. Не относятся к праву нормы, регулирующие поведение людей вне государственного порядка поддержки и принуждения.
Рассмотрим основополагающие признаки права.
Право представляет собой возведенную в закон волю. Например, согласно марксистской доктрине это воля господствующего класса. В любом случае волевой элемент перманентно присущ праву.
Воля — это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает потребности и интересы человека, которые определяют направленность воли, ее содержание.
Воля пронизывает всю деятельность человека, все его осознанное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой материи. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, в частности путем издания законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы или даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство в лице своих законодательных органов возводит в закон существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы.
Праву присущ такой признак как формальная определенность. Он проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается подобная четкость и однозначность путем законодательного закрепления правовых понятий, их определений при помощи выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Кроме того, формальная определенность достигается при помощи специальных языковых приемов, используемых при конструировании законодательных текстов. Так, например, в юридических актах запрещаются вопросительные и восклицательные предложения, гиперболы, метафоры и другие образные украшения, свойственные литературной речи. Эти запреты позволяют языку закона быть строгим и точным. Смысл закона состоит в том, чтобы быть понятым всеми одинаково.
Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности. Система права представляет собой внутреннее устройство права, его деление на отрасли, институты и нормы права. Системность права означает отсутствие противоречий между правовыми нормами.
Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Наиболее наглядно это свойство права проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Так, например, за три года своего существования вторая часть Налогового кодекса РФ изменялась более 30 раз. Именно в это время интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права. Однако это требование не должно затруднять постепенного развития права. Таким образом, в праве следует сочетать два свойства: динамизм и стабильность.
Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям, так как оно формулирует абстрактные, неперсонифицированные правила, предназначенные в равной степени для всех. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, в частности закрепляя равенство всех людей перед законом и судом. Истории права и государства известны нормы, разделявшие общество на группы по имущественному признаку, социальному происхождению. Современные демократические государства одним из своих концептуальных лозунгов провозглашают равенство с юридической точки зрения: перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется нравом.
Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры органов власти по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.
Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в государстве, на конкретной территории. Другими словами, не могут издаваться в форме закона предписания разового применения или адресованные одному человеку или конкретной жизненной ситуации. Право должно выступать мерой свободы для большого количества субъектов. Адресатами правовых норм могут быть, например, граждане Российского государства, а также каждый, кто находится на его территории. Правовые предписания могут предназначаться большим группам, выделенным, но разным основаниям (возраст, пол, род занятий и др.). Таким образом, группы могут состоять из женщин, пенсионеров, военнослужащих и др.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
(извлечения)
Статья 1.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы…
Статья 3.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Статья 4.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак определяет право как явление, имеющее внешние формы выражения и внутреннюю структуру.
Благодаря письменной форме право содержится, передается, а также обеспечивается его доступность, устойчивость.
Отражением письменной формы является требование опубликования нормативных правовых актов. Подзаконные правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, подлежат официальному опубликованию, если они затрагивают права и свободы граждан или носят межведомственный характер.