Появление и развитие Афинского государства (1700-1200 гг. до н. э.)
При Тесее изменилось территориалъное деление: произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкисм). Территория Аттики при Тесее стала делиться на четыре филы, каждая из которых состояла из 30 фратрий, каждая фратрия — из 30 родов, каждый род — из 30 мужчин. Филы возглавляли филобази- левей. Общие собрания фратрии принимали решения, обязательные… Читать ещё >
Появление и развитие Афинского государства (1700-1200 гг. до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформы Тесея.
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, приписываемых легендарному Тесею (конец XIII в. до н.э.).
При Тесее изменилось территориалъное деление: произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкисм). Территория Аттики при Тесее стала делиться на четыре филы, каждая из которых состояла из 30 фратрий, каждая фратрия — из 30 родов, каждый род — из 30 мужчин. Филы возглавляли филобази- левей. Общие собрания фратрии принимали решения, обязательные для ее членов.
Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на три группы: эвпатридов (родовую знать), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Эвпатридами могли стать граждане, в роду у которых было не менее двух поколений знати; сам род должен был вести свое начало от бога или героя; только такие лица могли замещать должности.
Выходцы из других частей Аттики — метеки — были свободны, но гражданских прав не имели; платили налоги на военные нужды, сами несли военную службу, а богатые метеки наряду с афинянами выполняли некоторые литургии. Метеки не могли владеть землей и домами, платили подушный налог (унизительный для греков); жизнь метека ценилась меньше, чем афинянина (если по отношению к последнему отличались умышленные и неумышленные убийства, то в отношении метеков они не различались).
С конца VII в. до н.э. появились арендаторы — гектеморы («шестидольники»). Точное значение термина не установлено: либо гектемор был обязан обрабатывать землю знати за 1/6 часть урожая, либо наоборот уплачивал сам 1/6 часть в виде налога. Пелаты и феты представляли собой полузависимое население, статус которого соответствовал римской клиентуре (отдельному сословию Рима в царский период его истории, члены которого находились в тесной зависимой связи со своим господином патроном, в роли которого выступали патриции).
В VIII в. до н.э. были созданы органы власти — Коллегия архонтов и Совет навкраров.
Коллегия архонтов создавалась постепенно, путем отчуждения у базилевса ряда функций. Так, его военные полномочия были переданы особому должностному лицу — полемарху (военачальнику). Наряду с ним возникла должность архонта!, которому поручалось разрешение семейных правоотношений (наследство, усыновление, браки и др.). Первоначально в состав Коллегии архонтов входили базилевс (жрец общины), полемарх и архонт. Эти должности могли замещать только эвпатриды, сначала пожизненно, а затем в течение десяти лет.
Авторитет родовых учреждений постепенно падал. Совет старейшин был преобразован в Ареопаг, который обладал высшей судебной, административной и религиозной властью. Происхождение Ареопага считалось божественным. В более позднее время у него сохранились только судебные функции, члены Ареопага решали дело путем подачи голосов в урны «милосердия» или «смерти». Бывшие архонты становились пожизненными членами Ареопага.
Для обеспечения военных целей Аттика была разделена на 48 территориальных округов (павкрарий), население каждого из которых должно было снаряжать корабль с экипажем и двух всадников. Во главе округа стоял навкрар. Средства для снаряжения и поставки корабля поступали[1]
из каждого округа в общую казну навкраров, которой управлял объединенный Совет навкраров; его председателем являлся полемарх. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды, стремившиеся ограничить пережитки родового строя, и прежде всего кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность.
- [1] Архонт (греч. archon — начальник, правитель) — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.