Общие положения и принципы обеспечения общего правового пространства для потребителей Европейского Союза
Во время заключения договора Директива № 87/344/ЕЕС о страховании судебных издержек обязывает страховщика информировать держателя полиса о его праве требовать проведения судебного разбирательства и признания за ним права свободного выбора адвоката. Упоминавшаяся выше Директива о комплексных турах в п. 2 ст. 4 содержит положение о том, что некоторые элементы, перечисленные в ее Приложении, должны… Читать ещё >
Общие положения и принципы обеспечения общего правового пространства для потребителей Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Требования к срокам и содержанию предоставляемой потребителям информации
Принцип предоставления потребителю ясной и понятной информации и ее изменений в письменном виде закрепляет большинство директив. Этим принципом различные европейские директивы, по сути, определяют содержание соответствующих договоров, устанавливая требования по времени предоставления и к содержанию информации в зависимости от вида регулируемой деятельности. В результате предоставленная информация часто становится составной частью договора и связывает того, кто предоставляет услуги.
Этот принцип, безусловно, воспринят из национального законодательства стран — участниц ЕС. Так, например, в Испании обязанность информирования потребителей контрагентом устанавливается положениями ныне действующего Общего закона о защите потребителей 2007 г., упоминавшегося выше. Этот Закон говорит о том, что невыполнение поставщиком обязанности о предоставлении потребителю информации, которая должна быть представлена согласно закону в оферте, во всяком случае квалифицируется как недобросовестная конкуренция, как она описывается согласно положениям ст. 7 Закона о недобросовестной конкуренции (п. 2 ст. 20 Закона о защите потребителей 2007 г.).
На поставщике лежит обязанность информировать потребителя: о характеристиках товара (услуги) и способах его использования; производителе и месте производства; качестве и количестве товара; дате производства или поставки, сроке годности и т. д. (ст. 18 Закона 2007 г.).
Каким образом специфика оказываемых услуг отражена в требованиях к срокам и содержанию предоставляемой информации на уровне ЕС видно из следующих примеров.
До заключения договора должна быть предоставлена информация об основных характеристиках товара или услуги, цены и дополнительных издержек, подготовительных операций для осуществления платежа, прав и обязанностей потребителя, процедур по прекращению договора и возмещению. Примерами могут служить Директива о таймшере № 94/47/ЕС (п. 1 ст. 3) и пришедшая ей на смену одноименная Директива № 2008/122/ЕС (ст. 4), а также Директива № 90/314/ЕЕС о комплексных турах (ст. 3, 4). Согласно Директиве № 90/314/ЕЕС о дистанционных договорах и пришедшей ей на смену одноименной Директиве № 2011/83/ЕС информация может быть предоставлена в приемлемый срок в процессе исполнения или, в крайнем случае, в момент передачи товара, а в Директиве № 87/102/ЕЕС о потребительском кредите — только в момент заключения соглашения. В случае электронной торговли на внутреннем рынке (Директива № 2000/31/ЕС об электронной торговле) должна быть предоставлена информация относительно действий, которые необходимо предпринять для заключения договора, и относительно существующего кодекса поведения (п. 1 и 2 ст. 10). Согласно ст. 10, 11, 12, 14 Директивы № 95/46/ЕС о защите персональных данных при сборе данных должна предоставляться информация относительно цели их последующей обработки и прав лиц, о которых собирают информацию, на доступ к ней и ее коррекцию.
Во время заключения договора Директива № 87/344/ЕЕС о страховании судебных издержек обязывает страховщика информировать держателя полиса о его праве требовать проведения судебного разбирательства и признания за ним права свободного выбора адвоката. Упоминавшаяся выше Директива о комплексных турах в п. 2 ст. 4 содержит положение о том, что некоторые элементы, перечисленные в ее Приложении, должны становиться частью договора.
После заключения договора согласно Директиве № 92/96/ЕЕС о страховании жизни в определенном случае страховщик должен предоставлять страхователю свежую информацию относительно изменений, происходящих со страховой компанией и условиями полиса; страховым пособием и бонусами (п. 2 ст. 31 и Приложение II). Также, согласно упоминавшейся выше Директиве о потребительском кредите потребитель должен быть проинформирован об изменении годовой процентной ставки и соответствующих издержек (ст. 6.2). Согласно ст. 12 Директивы № 86/653/ЕЕС о независимых торговых агентах торговому агенту должно быть предоставлено подтверждение причитающихся ему комиссионных, включая компоненты, необходимые для калькуляции.
Согласно Директиве № 90/314/ЕЕС потребителю должна быть предоставлена дополнительная информация о путешествии (подп. «Ь» п. 1 ст. 4).
Что касается языка, на котором должна предоставляться информация, то на уровне ЕС закрепляется подход, согласно которому соответствующие нормативные предписания нацелены на надлежащее информирование потребителей о свойствах и качествах товаров и услуг, обращающихся на рынке, посредством маркировки, инструкций по применению и использованию с учетом содействия принципу предоставления такой информации на различных языках ЕС (multilingual information) и гарантирования свободы языка (freedom in language) в странах-участницах. Особенно остро проблема информирования потребителей в этом ракурсе встала в ЕС с вступлением в Сообщество в мае 2004 г. 10 новых стран-участниц.