Система правоотношений по выпуску средств массовой информации
Правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными действующими здесь лицами: учредителем (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ… Читать ещё >
Система правоотношений по выпуску средств массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Внутренние» и «внешние» правоотношения.
Правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными действующими здесь лицами: учредителем (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления и т. д.
Внутренние правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления, границ профессиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственности и т. д. Последние, как показывает опыт, особенно сложны, поскольку в природе СМИ переплетаются право собственности на имущество (например, редакции) и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) — авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т. д.
Геометрия имущественных правоотношений в сфере массовой информации, на первый взгляд, не имеет какой-либо выраженной специфики. Но присмотревшись внимательнее, мы видим, что в этом пространстве действуют неординарные субъекты права: учредитель, редакция, издатель, распространитель, собственник имущества. Пожалуй, только в вопросе о собственнике все более или менее ясно: согласно ч. 5 ст. 18, ч. 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 21 Закона о СМИ им может быть учредитель, редакция или издатель. При этом, правда, должно быть соблюдено общее условие: имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Следовательно, редакция или издательство, являющиеся внутренними подразделениями соответствующих предприятий или учреждений, не будучи юридическими лицами, не могут быть и собственниками имущества.
Характерно, что Закон СССР о печати (ч. 1 ст. 4) императивно установил: редакция СМИ является юридическим лицом, действующим на основании своего устава. Кроме того, в ч. 3 ст. 2 данного закона говорится о редакциях как об учреждениях, осуществляющих выпуск массовой информации. Отсюда следует, что редакции, образовавшиеся в период между вступлением в силу Закона СССР о печати (1 августа 1990 г.) и вступлением в силу Закона о СМИ (8 февраля 1992 г.), являлись юридическими лицами ipso jure[1] в организационно-правовой форме редакции СМИ.
Использование в ч. 2 ст. 19 Закона о СМИ диспозитивной формулы «редакция может быть юридическим лицом» связано с тем, что на практике далеко не все редакции стремятся и имеют реальную возможность организоваться в качестве самостоятельного юридического лица. Типичный пример — из-за отсутствия в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении редакции обособленного имущества, которым юридическое лицо должно отвечать по своим обязательствам. Конечно, не будучи юридическим лицом, редакция не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом в суде. Но одновременно она не может и нести обязанности, выступать в качестве ответчика (в подобном случае к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного СМИ).
- [1] В силу закона (лат.).