Подходы ВТО к вопросам государственной поддержки сельского хозяйства
По оценкам ЮНКТАД, глобальные выгоды от дальнейшей либерализации торговли товарами в рамках переговоров Дохинского раунда могут составить 70 млрд долл, в мировом масштабе (48 млрд долл, для развивающихся стран), и провал раунда переговоров еще больше ведет к нестабильности принципов, лежащих в основе многосторонней торговой системы, функционирующей в соответствии с правилами ВТО1. Еще одной… Читать ещё >
Подходы ВТО к вопросам государственной поддержки сельского хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По правилам ВТО все меры поддержки сельского хозяйства разделены на три группы — boxes (на русский язык обычно переводят как «ящик» или «корзина») и обозначены цветами — зеленым, желтым, голубым. К мерам зеленой корзины относятся действия государства по поддержке сельскохозяйственного производителя или отрасли, не оказывающие прямого влияния на увеличение производства и торговли, не влияющие на процесс формирования цен. К таковым мерам принято относить: компенсацию потерь от стихийных бедствий, строительство объектов инфраструктуры, поддержку развития агротехники и ветеринарии, агрострахование, подготовку кадров, поддержку участия в выставках и ярмарках, научно-исследовательские разработки, консалтинг и информационное обеспечение и т. д. То есть государство может неограниченно финансировать отрасль по этим направлениям. Что касается мер желтой корзины, то ВТО считает их искажающими ценообразование, дискриминирующими производителей, не получающих такой помощи. Эти меры оказывают прямое воздействие на производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией: интервенционные закупки сельскохозяйственной продукции, субсидии, компенсации части стоимости продуктов, минеральных удобрений, комбикормов и т. д., льготы по оплате стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ), электроэнергии, льготные кредиты и т. д. Меры желтой корзины ограничиваются определенной суммой, за пределы которой страна обязуется не выходить. Голубая корзина — меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции: компенсации за вывод пашни или пастбищ из сельскохозяйственного оборота. Эти меры разрешены и не ограничены.
Еще одной проблемой современной многосторонней торговой системы является сохранение протекционистских тенденций в условиях экономических трудностей. По сообщениям ВТО, страны «Группы 20» в массовом порядке вводили новые торговые ограничения, включая тарифные и нетарифные меры, в дополнение к уже существующим барьерам.
В 2014—2016 гг. количество торговых ограничительных мер продолжало расти. Так, например, с середины октября 2015 г., странами «Группы 20» применялось 145 новых торгово-ограничительных мер — в среднем почти 21 новая мера в месяц (рис. 11.1). Хотя некоторые страны «Группы 20» применяли меры по их устранению, скорость, с которой это делалось, слишком мала, чтобы серьезно повлиять на их общее количество[1].
Рис. 11.1. «Группа 20»: торгово-ограничительные меры, в среднем за месяц.
Источник: WTO Secretariat; Report on G20 Trade Measures (mid-October 2015 to mid-May 2016). 21 June 2016. P. 4.
Всего странами «Группы 20» с середины октября 2015 г. по середину мая 2016 г. было принято 245 мер по упрощению процедур торговли (как ограничивающих, так и облегчающих). Из них 145 (59%) представляют собой правовую защиту и другие меры, влияющие на импорт или экспорт, которые можно считать ограничивающими торговлю (табл. 11.2).
Таблица 11.2. «Группа-20»: торгово-ограничительные меры.
Показатели | Период | ||||||||
окт. 2011 г. — май 2012 г. | май 2012 г. — окт. 2012 г. | окт. 2012 г. — май 2013 г. | май 2013 г. — нояб. 2013 г. | нояб. 2013 г. — май 2014 г. | май 2014 г. — окт. 2014 г. | окт. 2014 г. — май 2015 г. | май 2015 г. — окт. 2015 г. | окт. 2015 г. — май 2016 г. | |
Торговые сделки. | |||||||||
импорт. | |||||||||
экспорт. | И. | ||||||||
другие меры. | |||||||||
Всего. | |||||||||
В среднем в месяц. | 17,7. | 14,2. | 15,6. | 19,3. | 18,7. | 18,6. | 17,0. | 17,2. | 20,7. |
Источник: Report on G20 Trade Measures (mid-October 2015 to mid-May 2016). 21 June 2016. P. 17.
По оценкам ЮНКТАД, глобальные выгоды от дальнейшей либерализации торговли товарами в рамках переговоров Дохинского раунда могут составить 70 млрд долл, в мировом масштабе (48 млрд долл, для развивающихся стран), и провал раунда переговоров еще больше ведет к нестабильности принципов, лежащих в основе многосторонней торговой системы, функционирующей в соответствии с правилами ВТО1.
С 1 сентября 2013 г. пост генерального директора ВТО занял Р. Азеведо, который в ходе предвыборной кампании обещал вернуться к обсуждению сложных вопросов переговоров Доха-раунда. В декабре 2013 г. в ходе Девятой министерской конференции на Бали (Индонезия) после долгих дебатов удалось принять три блока так называемого Балийского пакета договоренностей, содержащего вопросы об упрощении процедур торговли, набор документов об ограничении экспортных субсидий и программ поддержки сельского хозяйства, меры помощи наименее развитым странам; вопросы по сельскому хозяйству, включая проблемы продовольственной безопасности и торговли хлопком; вопросы устойчивого развития; электронной коммерции и т. д. Наиболее важным является Соглашение по упрощению процедур торговли (Trade Facilitaation Agreement), которое включает обязательства по реформированию таможенных правил, повышение эффективности и удешевление перевозок и т. д. Определенный прогресс был достигнут по вопросам отмены экспортных субсидий и аналогичных мер поддержки сельского хозяйства. Решение об этом было принято еще на Министерской конференции в Гонконге (2005), и в соответствии с ним к концу 2013 г. члены ВТО должны были прекратить применение инструментов экспортного субсидирования и сократить уровень искажающей торговлю поддержки (желтая корзина) до определенного уровня. Причем особое сокращение было предусмотрено для стран с наибольшими объемами поддержки. Однако в тот момент эти задачи не удалось решить.
- [1] Report on G20 Trade Measures (mid-October 2015 to mid-May 2016). 21 June 2016. P. 4.