Особенности восприятия времени детьми с общим недоразвитием речи разного возраста
Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Наряду с этим надо учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях. А так же самостоятельно восстанавливать её или устанавливать заново. Овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности; Осознаний… Читать ещё >
Особенности восприятия времени детьми с общим недоразвитием речи разного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ознакомление с частями суток.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными измерениями, происходящими в окружающей среде в связи с различными положением солнца, освещённостью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звёзд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха.
Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно. Ознакомление детей с частями суток согласно, Программе воспитания и обучения в детском саду" начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать все четыре части суток. Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определённое время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон. Есть вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Они так же могут быть использованы в качестве показателей частей суток. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением чёткой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А.П. Усовой). Овладение знаниями о календарных эталонах предлагает:
освоение ребёнком умений измерять время с помощью общепринятых приборов;
овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
осознаний зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Знакомство детей с календарём должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Потому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Возникает вопрос, в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать? В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознания и умения называть эти части суток и о сутках в целом, знакомить с чередованием трёх суток и значении слов: вчера, сегодня, завтра. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как одна минута, три, пять, десять минут, полчаса и час.
Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Наряду с этим надо учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях. А так же самостоятельно восстанавливать её или устанавливать заново.