Межбюджетные отношения в рф
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой… Читать ещё >
Межбюджетные отношения в рф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие межбюджетных отношений. Модели бюджетного федерализма в мировой практике
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. Содержание бюджетного федерализма определяют следующие аспекты:
- — разграничение полномочий уровней власти по расходам;
- — наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;
- — сглаживание территориальных дисбалансов бюджетными трансфертами (общими и целевыми), обеспечивающими стандарт государственных услуг.
В мировой практике используются два типа моделей бюджетного федерализма.
Децентрализованная модель характеризуется финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, что федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты — за счет налогов на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.
Кооперативная модель характеризуется более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном за счет общих трансфертов. Такую модель используют скандинавские страны, Франция, Греция, Испания и другие страны Европы.
В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.