Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Принцип симметрии и методологическое кодирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако всем вышеприведенным содержание принципа симметрии не исчерпывается — он включает такой интерпретационный пласт, как поиск тождественного в различном, что применительно к педагогике может быть кодировано примерно так: часто представляемые как существенно (а иногда и полярно) различающиеся педагогические феномены имеют ту или иную степень сходства. Например, исследовательское и проблемное… Читать ещё >

Принцип симметрии и методологическое кодирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В заключительной части параграфа мы считаем необходимым затронуть один спроецированный на педагогическую науку общеметодологический принцип — он именуется принципом симметрии. Одним из ярких примеров является тот, который подробно описан в работе (39). В нем указывается связь между тремя базовыми категориями педагогики (обучение, воспитание, развитие), выраженная посредством трех симметризованных отношений. При этом для обучения и воспитания эти симметричные связи выражаются как подробно разработанное В. М. Коротовым воспитывающее обучение и почти не разработанное обучающее воспитание, — как такое, которое способствовало бы формированию у школьников мотивации к учению, к образовательному совершенствованию.

Для обучения и развития эти две симметричные связи выражаемы клише развивающее обучение (представленное, например, школами Л. В. Занкова и В. В. Давыдова) и обучающее развитие, практически не разработанное: в работе «Основания педагогики» А. М. Новиковым оно бегло раскрывается посредством указания на множество игровых компьютерных программ, развивающих интеллект, сообразительность, находчивость, внимание их пользователей. На уровне двух симметричных связей между воспитанием и развитием (развивающее воспитание и воспитывающее развитие) в цитированной работе отмечается практически полная неразработанность (39).

Эта симметричная триада достаточно просто кодируется на методологическом языке: если разработана некоторая «прямая» связь между педагогическими феноменами, то вполне логично ожидать разработки «обратной» связи. При этом, однако, красота симметричной формы не вполне подкрепляется богатством содержания, и это выявляется уже при анализе первой симметричной формы (воспитывающее обучение — обучающее воспитание): выделяемое как содержание обучающего воспитания развитие интереса воспитанников к учению, стремление к повышению уровня образованности, воспитание на примерах жизни и деятельности ученых и т. п. уже включено в содержание воспитывающего обучения. Точно такая же ситуация с развивающим обучением и симметричным ему обучающим развитием, наполненным в работе «Основания педагогики» игровыми компьютерными программами, формирующими интеллект, мышление и т. п.: и то и другое симметрично направлено на достижение студентами или школьниками позитивно ценных приращений в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах и разделяются очень тяжело.

В связи с этим естествен вопрос: зачем изобретается шестикомпонентная структура (три двойных симметричных связи), что дает предлагаемое автором разделение на пары с заменой одного существительного на другое прилагательное? Не пытаясь однозначно фальсифицировать авторский результат, мы предлагаем наши критические оценки как материал для дискуссии.

Однако всем вышеприведенным содержание принципа симметрии не исчерпывается — он включает такой интерпретационный пласт, как поиск тождественного в различном, что применительно к педагогике может быть кодировано примерно так: часто представляемые как существенно (а иногда и полярно) различающиеся педагогические феномены имеют ту или иную степень сходства. Например, исследовательское и проблемное обучение, рассматриваемые как два относительно независимых типа обучения (иногда их называют методическими системами обучения), проявляют значительную степень сходства: учебно-исследовательский цикл неизбежно связан с постановкой учебной проблемы и последующей деятельностью обучающихся (в педагогическом сопровождении) по ее разрешению.

Как следует из всего приведенного выше, методологическое кодирование актуальности, новизны педагогического исследования, его теоретической значимости, использованных методов и исследовательского диалога ставится нами в формат безусловно необходимого, обеспечивающего как достижение автором исследования запланированного результата, так и его осмысление, в процессе которого, например, кодировки актуальности и новизны могут меняться, в частности, по причине анализа расширенных по сравнению с первоначальными списков литературы, но в любом случае приближают исследовательский результат к научному формату.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой