Организация и предприятие как открытая система управления
Организация — это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей (Мескон). Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. — М.: Дело, 2006. -С. 74 Это определение относится к формальным организациям, т. е. специально созданным, в которых управление осуществляет… Читать ещё >
Организация и предприятие как открытая система управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие организации и ее характерные черты
Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Бернар (1886−1961). Он считал, что организация — это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором», что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.
Таким образом, понятие «организация» может трактоваться как:
- · внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);
- · совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
- · объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС) (как форма существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем). Баранников А. Ф. Теория организации. Учебник для вузов. — М. Гриф МО РФ; 2004. С. 54.
Всеобъемлющий характер понятия «организация» отметил русский философ и экономист А. А. Богданов, который рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.12. — Москва: Экономика, 2009. С. 34.
Все социально-экономические системы (предприятия, фирмы, концерны и т. д.) являются организациями.
Организация — это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей (Мескон). Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. — М.: Дело, 2006. -С. 74 Это определение относится к формальным организациям, т. е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.
Организация — это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организация обладает следующими общими признаками:
- 1. Определение ее характера кадрами и менеджером; объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно.
- 2. Сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте.
- 3. Определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях.
- 4. Единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.
Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: управление принятием решений. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 60.
Таким образом, можно сделать вывод, что Организация — это единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.