Конкурентное поведение потребителя
Эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопрос интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять… Читать ещё >
Конкурентное поведение потребителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конкурентное поведение потребителя
Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг. В настоящем разделе будут рассмотрены факторы, обуславливающие спрос.
Эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопрос интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение домохозяйств. Что же лежит в основе поведения потребителя? Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.
Любая теория является достаточно абстрактной моделью и строится на ряде методологических допущений, позволяющих сконцентрировать внимание на принципиальных ключевых моментах. При анализе поведения потребителя исследователи обычно полагают, что:
- 1) все рынки товаров и услуг являются совершенно конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену;
- 2) все домохозяйства и фирмы располагают полной и достоверной информацией, необходимой им для совершения выбора и принятия решений о потреблении или производстве. Всем точно известны цены, процентные ставки, ставки заработной платы, величина издержек производства, качество товаров и т. д.;
- 3) в основе потребительского выбора лежит полезность, величину которой можно измерить;
- 4) все контрагенты ведут себя рационально, т. е. соотносят свои затраты и выигрыши по каждой дополнительной единице потреблённого или произведённого товара и принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки;
- 5) потребители последовательны в своих вкусах и предпочтениях и всегда предпочитают большую полезность меньшей. Так, если полезность товара, А больше полезности товара В, а та, в свою очередь больше товара С, то в выборе между товарами, А и С потребитель обязательно выберет товар, А и предпочтёт иметь этого товара чем больше, тем лучше.
Легко заметить, что большая часть названных выше предпосылок является условными и не реализуется на практике. Нигде по сути нет рынков совершенной конкуренции, покупатели никогда не знают точно о реальном качестве покупаемого товара, производители не знают истинного дохода покупателей и пр. Наконец, далеко не всегда и не все покупатели (равно как и производители) ведут себя рационально и последовательно.
Наиболее уязвимым является тезис о полезности, которую можно соотнести с затратами. Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и пр. Так, ходжа Насреддин говорил, что кислое молоко полезно для здоровья, когда оно есть в доме, и вредно, когда его нет.
Полезность невозможно измерить и невозможно сравнить с другой величиной, например с издержками. Это признаёт даже сама теория полезности, предлагающая использовать условную единицу измерения полезности — ютиль.
При всём несовершенстве методологических посылок и основных положений теории предельной полезности она, тем не менее, достаточно точно обрисовывает поведение потребителей в отчасти производителей, пытающихся воздействовать на потребительский спрос и предпочтения. Так, косвенным подтверждением правоты утверждения, что потребители постоянно сравнивают предполагаемую полезность товара и затраты на него, служат распространённые высказывания типа: «Это того не стоит», «Не стоит труда стараться», «Овчинка выделки не стоит», «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз», «А что я с этого буду иметь?», «За свои деньги я хочу получить качественное обслуживание». На принципе рационального поведения построена вся реклама. Рекламодатель пытается убедить потребителя, что тот получит выигрыш больший, чем затраты) известные клише типа «дополнительно 25 граммов продукта в пачке — бесплатно», «бальзам и ополаскиватель в одном флаконе», «новое качество по старой цене» и т. п.). Поэтому при всём своём несовершенстве данная теория представляется не бесполезной.