Алгоритм комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка
Решение третьего вопроса входит в компетенцию судебного эксперта-психолога. Участие психиатра в экспертной оценке состояния эмоционального напряжения, вызванного психотравмирующей ситуацией, заключается в констатации психического здоровья обвиняемой или диагностике пограничных психических расстройств, не исключающих вменяемости. Кроме того, клиническая диагностика психической аномалии… Читать ещё >
Алгоритм комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структуру КСППЭ психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка (в течение 30 суток после родов) можно представить в виде следующей схемы (рис. 11.1).
Ответ на первый вопрос всецело входит в компетенцию судебного эксперта-психиатра. Роль психолога при ответе на данный вопрос сводится к проведению ЭПИ с целью пре.
Рис. 11.1. Алгоритм КСППЭ психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка (в течение первых 30 суток).
доставления дополнительных патопсихологических данных для клинической дифференциальной диагностики или установления степени выраженности психических изменений.
Ответ на второй вопрос, как правило, формулируется судебным экспертом-психиатром. Однако в обсуждаемом виде экспертизы в ряде случаев невозможно дать полноценную оценку юридического критерия невменяемости без применения специальных знаний в психологии. При убийствах новорожденных нарушения психической деятельности, достигающие психотического уровня, при временных психических расстройствах могут наступать только в кульминационный период совершения общественно опасного деяния, непосредственно в момент самих родов. Вся же динамика психического состояния обвиняемой до этого подчиняется психологическим закономерностям, поэтому в указанных случаях без психологического анализа взаимодействия личности подэкспертной с предшествующей детоубийству ситуацией невозможно понять сам механизм правонарушения и дать ей адекватную судебно-психиатрическую экспертную оценку.
Решение третьего вопроса входит в компетенцию судебного эксперта-психолога. Участие психиатра в экспертной оценке состояния эмоционального напряжения, вызванного психотравмирующей ситуацией, заключается в констатации психического здоровья обвиняемой или диагностике пограничных психических расстройств, не исключающих вменяемости. Кроме того, клиническая диагностика психической аномалии у обвиняемой дает возможность более точно оценить степень влияния психотравмирующих воздействий на психическое состояние подэкспертной: известно, что одни и те же ситуационные условия могут выступать для психически здоровых как нейтральные обстоятельства, а для лиц с расстройствами личности, органическими психическими расстройствами и другими формами психической патологии — как избирательно психотравмирующие, психогенные.
Четвертый вопрос решается судебными экспертами-психиатрами с учетом данных психологического исследования ИПО обвиняемой. Такой комплексный подход позволяет всесторонне оценить степень общественной опасности невменяемой матери, совершившей убийство новорожденного ребенка.
Следует отметить, что суд при квалификации деяния по ст. 106 УК РФ может учесть множество иных факторов: так, по мнению многих юристов, заблаговременное приготовление к убийству новорожденного ребенка, убийство после первого кормления грудью и т. п. свидетельствуют о так называемом простом убийстве и должны быть квалифицированы не по ст. 106, а по ст. 105 УК РФ. Нужно также учесть, что в реальной экспертной практике часто убийство новорожденного ребенка собственной матерью происходит во время или сразу после родов, при этом у обвиняемой матери одновременно определяется и психическое расстройство, не исключающее вменяемости, и эмоциональное напряжение, возникновение и развитие которого обусловлено психотравмирующей ситуацией.