Введение.
Жаргон как системное образование
Говорить о современной экологической ситуации сегодняшнего дня невозможно, не затрагивая социалекты, среди которых первостепенное значение приобретает жаргон. Жаргон — речь какой-либо социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи… Читать ещё >
Введение. Жаргон как системное образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Говорить о современной экологической ситуации сегодняшнего дня невозможно, не затрагивая социалекты, среди которых первостепенное значение приобретает жаргон. Жаргон — речь какой-либо социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, околобогемной публики. Они звучат везде. Сегодня жаргонное слово чувствует себя свободно там, где, казалось бы, ему не должно быть места — в парламентской речи, в выступлении государственных чиновников всех уровней, в официальном общении работников правоохранительных органов: «Опять коммунисты на нас наезжают. Им только бы засветиться» (А. Митрофанов, депутат ГД); «Будет у крестьян техника, будут и бабки» (А. Титов, губернатор Самарской области). Жаргонизированная речь льется нескончаемым потоком на всех каналах телевидения, причем тон в этом отношении, как это ни печально, задает ОРТ: «Непонятно, кто кого кинул: государство министерство или министерство государство»; «Они считают, что их разводят» (М. Леонтьев); «Сегодня принято мочить через крышу» (А. Невзоров).
Самое негативное влияние жаргона сказывается на формирующемся речевом сознании. Стилевая дезориентация ведет к речевой некомпетентности и речевому бессилию. Это происходит, в том числе и в результате засорения речи, которое несет с собой жаргон: «Я хотел типа слинять…»; «Да мы чисто посмотреть…».
Жаргон отсекает от речевого сознания огромные пласты литературной лексики, обедняет речь, тем самым препятствуя интеллектуальному и творческому развитию личности. Давление жаргона, в котором «смысл влияет между словами», на речевое сознание определяет отношение к классической литературе, науке. «Жаргон убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников» [Скворцов 1996: 189].
В то же время необходимо отметить, что жаргон, как и прочие разновидности общенародного языка, является своего рода «экспериментальной площадкой» речетворчества. Свободный от жесткий норм, жаргон в то же время отражает общеязыковые тенденции и закономерности языкового развития, прежде всего на уровне словообразования.
Объектом нашей работы является жаргон как системное образование. Поскольку жаргон отражает тенденции, являющиеся ведущими для современного языка в целом, без его всестороннего изучения лингвистическое описание современного русского языка будет неполным.
Предмет нашего исследования — особенности происхождения (источник, мотивировочный признак), словообразовательной структуры и социальной спецификации жаргонизмов, функционирующих в современном молодежном языке.
Исходя из этого целью нашей работы является синхронный многоаспектный анализ лексики ограниченного употребления, которая может быть квалифицирована как жаргонная.
Цель обусловила задачи исследования:
- 1. Собрать фактический материал посредством сплошной выборки из газетных текстов 1990 — 2000 гг.;
- 2. Проанализировать литературу по теме исследования;
- 3. Представить жаргон как системное образование с установлением синонимических, антонимических отношений в жаргонной лексике;
- 4. Произвести этимологический и словообразовательный анализ жаргонизмов с построением словообразовательных гнезд для наиболее разработанных в современном русском языке жаргонных лексем;
- 5. Соотнести полученные в ходе наблюдений над фактическим материалом результаты с данными толковых словарей современного (МАС) и исторического (словарь В.И.Даля);
- 6. Определить место и роль жаргонной лексики в современном языке.
Поставленная цель и задачи обусловили выбор методов исследования. Нами использовались методы наблюдения, описательный, этимологический и сравнительно-сопоставительный методы, элементы словообразовательного и компонентного анализа.
Фактический материал работы составил 678 единиц, из них 263 слова собрано по материалам периодической печати и 415 слов — полевым методом (опрос информантов).