Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над… Читать ещё >
Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
В начале поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Эпиграф — это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Эпиграф высвечивает многообразие социально-исторического, философско-гуманистического содержания. Юноша Ионафан (слова которого вынесены в эпиграф поэмы), помогший народу отстоять свою свободу, был осужден на смерть за нарушение царского «безрассудного» запрета. И возроптал тогда народ: «Иоанафану ли умереть, который доставил столь великое спасение? Да не будет этого! И освободил народ Ионафана, и не умер он». «Земной мед» обретает в межтекстовом диалоге значение не просто земных благ, но и их «заклятой» запретности, становится символом ограничений, устанавливаемых человеку религией, официозной моралью, деспотической властью.
Эпиграф, с одной стороны, подчеркивает несправедливость запретов, ограничивающих полноту земной человеческой жизни, а с другой — законность протеста против всех земных и небесных «заклятий», превращающих человека в покорного исполнителя чужой воли и чуждых ему законов. С огромной трагической силой в поэме как бы утверждается: «И не освободил народ Мцыри, и умер он». Но в этом нет вины народа, как нет вины и героя. Тут скорее их беда: они пребывают в насильственном отрыве друг от друга. Мцыри рвется на родину, к своему народу, но не находит пути к нему, и в этом один из истоков его трагической обреченности. Тем не менее даже на пороге смерти он не отказывается от верности свободе, родине и своему народу. Удодов Б. Т. Поэма «Мцыри» / Б. Т. Удодов // История русской литературы XIX века: 1800 — 1830- е годы. — М., 1989. — С. 347−351.
Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает. М. Ю. Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.
Полифонически многозначно соотносятся между собой и авторское вступление к поэме с исповедью героя. Если эпиграф напоминает о временах библейско-легендарных, то в первой строфе пролога говорится уже о реально-достоверной старине — об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа, воссоединившегося с Россией и тем самым упрочившего свою безопасность («И божья благодать сошла на Грузию»). Вторая же глава пролога переводит повествование из общеисторического плана, предмет которого — судьба государства и народа, в план индивидуально-личностный. Здесь излагается «история» судьбы конкретного человека — Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее — к отдельному человеку в истории.
Обратимся к истории создания поэмы «Мцыри». Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П. А. Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у М. Ю. Лермонтова появляется замысел: «Записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.
Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С.31.
Тема «Мцыри» — судьба романтического героя — сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал…
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, поэт ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?
Идея поэмы заключается в утверждении ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует.
Обратимся к сюжету поэмы «Мцыри». Сюжет — основные эпизоды, цепь событий событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения). Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С.44.
В основу этой романтической поэмы М. Ю. Лермонтов положил реальный сюжет, типичный для кавказской жизни того времени, и острую идейную коллизию: вольный горец взят в плен генералом и заточен в христианский монастырь, его жажда свободы и тоска по родине, становятся обобщенным символическим выражением протеста против всякого гнета и подавления личности. Сюжетную канву поэмы обогащают мысли об исторических судьбах Грузии, мотивы народных легенд и песен.
Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями: мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.
Мотивы утраты имени формируют экспозицию сюжета. В поэме происходит редукция исторической конкретики, это задает установку на забвение, уничтожение в памяти важнейших деталей недавнего прошлого. Главный герой — герой безымянный. Мцыри — это не имя, а название начального этапа подготовки человека к принятию монашеского обета.
Мотив безымянности в поэме соотнесен с целым рядом обрядово-ритуальных ситуаций. Прежде всего, герой готов «принять монашеский обет». В ритуальной практике данная ситуация соотносима с пограничным статусом, когда посвящаемый находится на грани смерти в старом качестве и рождения в новом. Для обряда монашеского пострига важной составляющей является отречение от всего мирского, в том числе и от прежнего имени. В поэме отмечен начальный этап обрядового действа — готовность героя к постригу, но нет его завершения. Таким образом, безымянность становится знаком незавершенности перехода от мирских ценностей к монашескому посвящению жизни Богу.
В финале поэмы появляется мотив «темного имени», который связан с системой именований и переименований героя. Имя, которое уже предано забвению, было дано ребенку до крещения. Этот номинологический пласт редуцирован в поэме. Шестилетний мальчик был «окрещен святым отцом», таким образом, христианское имя скрывает предысторию героя. Очередной этап переименования намечен в монашеском постриге. Сложный процесс смены имен исключает ситуацию имявоплощения, отсюда сожаление лермонтовского героя в финале исповеди о невозможности быть узнанным после смерти. мцыри поэма экспозиция сюжет Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С.58. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри. Интонация первых двух глав спокойная и размеренная.
Казалось бы, Мцыри принял образ жизни, назначенный ему судьбой, и его побег из монастыря выглядит неожиданным. В кратком рассказе о жизни Мцыри не раскрываются мотивы побега. Следующая затем исповедь дает возможность взглянуть на жизнь героя его глазами.
А все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма.
«Ты хочешь знать, что видел я.
На воле…
Ты хочешь знать, что делал я.
На воле?" - отвечая на эти вопросы, Мцыри не только рисует воодушевившие его картины природы, не только вновь переживает всё, что произошло с ним за три дня, но и размышляет над глубокими жизненными вопросами. Эти вопросы волновали и самого поэта.
Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.
Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира.
Поэма «Мцыри» выступает как художественный центр для малых лиро-эпических форм с кавказской темой и с темой жизненных исканий, жизни-битвы. В поэме кристаллизовалась типичная для лиро-эпики поэта композиция, соединяющая эпический пролог, лирическую исповедь и «сюжетные сцены». Разъединенные в малых поэтических формах, они синтезированы в поэме. Символика, тщательно разработанная в предшествующем творчестве, стала удачно найденным художественным средством, с помощью которого лиро-эпическая романтическая поэма М. Ю. Лермонтова смогла ответить на сложные философские и социальные вопросы времени.
Внимание к личности героя, его внутреннему миру, накал чувств и одиночество персонажа, изображение его в окружении величественной, прекрасной природы Кавказа, вне обыденности и в исключительный момент жизни придает поэме «Мцыри» романтический характер.
В центре поэмы — образ юноши, постановленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизнь лишь помогают раскрытию характера.
Мцыри — естественный человек, который сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях:
О, как я, брат Обняться с бурей был бы рад".
Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» — обращается он к монаху).
В поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. М. Ю. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. Характеру героя соответствует и стих поэмы.
Исповедь Мцыри занимает всё текстовое пространство поэмы (оно лишь прерывается краткой справкой) и обращена к определённому персонажу — старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо — враждебный «старик», а затем по-христиански — «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами.
Слово «исповедь» имеет следующее значение:
- -покаяние в грехах перед священником;
- — откровенное признание в чем-нибудь;
- — сообщение своих мыслей, взглядов.
Композиция монолога-исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.
Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы — с IV по VIII — реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.
В главах 3, 4, 5 и — Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми её радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызывали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления).
В Главах 6,7 Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура).
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трёхдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25 и 26 — прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — о родине, о свободе, о жизни.
Основной стиховой композиционной единицей произведения является двустишие четырехстопного ямба с мужской рифмой. Рифмы парные мужские на протяжении всего произведения. Можно говорить о рифменном переносе, применение которого ведет к звуковому сближению главок, обусловленному их смысловой связанностью. Стиховая композиция поэмы постоянно гармонирует с идейно-эмоциональным содержанием произведения. Удов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж, 1973. — С.25.
«Четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями, как в «Шильонском узнике», по словам В. Г. Белинского, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т.4. — М., 1954. — С.543.
Итак, поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя. Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы). Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
- 1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т.4. — М., 1954.
- 2. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж, 1973.
- 3. Удодов Б. Т. Поэма «Мцыри» / Б. Т. Удодов // История русской литературы XIX века: 1800 — 1830- е годы. — М., 1989. — С. 347−351.
- 4. Удов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж, 1973.
- 5. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.