Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927)
В произведениях для смешанного хора без сопровождения Калинников продолжает традиции русских композиторов в этом жанре. Хор у Калинникова — инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Тончайшая лирика («Элегия» А.С.Пушкина), драматизм («Кондор», сл. И. Бунина), изобразительность («Жаворонок», «Зима» сл. Е. Баратынского), эпическая мощь («Лес… Читать ещё >
Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Русский советский композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории, преподавал в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Замечательный хоровой композитор, выдающийся деятель русской музыкальной культуры. Блестящие способности, абсолютный слух, огромная работоспособность позволили Калинникову отлично закончить два отделения училища (гобой и теоретико-композиторское отделении) и успешно работать по обеим специальностям. Его музыкальная деятельность очень разнообразна и многопланова. Он играл в оркестре в частных оперных театрах И. Прянишникова и С. Мамонтова, затем заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского Художественного театра, руководил оркестром студентов Высшего технического училища. Дирижерская деятельность принесла Калиникову известность.
Хоровое творчество Калинникова обширно и разнообразно. Одним из первых русских композиторов он сочинил песни для детей и выпустил их в двух сборниках: «11 одноголосных детских песен» и «9 двухголосных детских хоров».
Им написано 15 хоров, а capella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни с сопровождением фортепиано, несколько духовных хоров. Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки, «Море», «Спящая княжна», «Песня темного леса» Бородина, «Менестрель» Аренского, «Ты взойди, солнце красное» Мусоргского, «Не плачьте над трупами» Черепнина), а также «Марсельезы» и «Интернационала».
В произведениях для смешанного хора без сопровождения Калинников продолжает традиции русских композиторов в этом жанре. Хор у Калинникова — инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Тончайшая лирика («Элегия» А.С.Пушкина), драматизм («Кондор», сл. И. Бунина), изобразительность («Жаворонок», «Зима» сл. Е. Баратынского), эпическая мощь («Лес» сл. А. Кольцова) — все это передано лишь средствами хора. Большинство хоров Калинникова — лирические произведения, рисующие картины природы. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встает»), то прощальную краску осени («Осень»), то дикий и скалистый берег океана («Кондор»). За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. За образами усталого кондора и прикованного цепью сокола («На старом кургане») тоже стоят люди с трагической судьбой. В этом — гуманизм хорового творчества Калинникова, его глубокая содержательность. Мелодический язык хоров выразителен, проникнут элементами народной песенности, гармонии красочны, изобилуют побочными доминантами, неаккордовыми звуками, задержаниями, часто встречаются сопоставления далеких тональностей. Композитор чутко относится к поэтическому тексту, музыка откликается на малейшую смену настроения стиха, поэтому во многих хорах форма складывается из контрастных частей. В его произведениях форма является одним из важнейших средств художественной выразительности. Как правило, хоры Калинникова — трехчастные с контрастной серединой и видоизмененной репризой. В некоторых произведениях реприза сокращена («На старом кургане», «Кондор»), в других звучит как напоминание о музыкальном образе первой части («Элегия», «Зима»). Склад хорового письма Калинникова преимущественно гомофонно-гармонический с развитой подголосочностью и элементами имитации. Голосоведение отличается самостоятельностью, разнообразием мелодического движения, все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа, полностью использован рабочий диапазон голосов. Богатство метроритмической структуры хоров Калинникова вытекает из текста, логических ударений в словах. Почти во всех хорах встречается переменный размер.
Деятельность Калинникова, его творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства на рубеже ХIХ и ХХ столетий.