Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Языковые функции политического предвыборного дискурса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эстетическая/поэтическая функция ориентирована на форму сообщения по отношению к содержанию и более свойственна словесному искусству. Хотя предвыборные дебаты можно отнести к разновидности ораторского искусства, но эстетическая функция, по нашему наблюдению, не используется в речи современных политиков. Чаще всего современные российские политики не задумываются о форме высказывания, для них более… Читать ещё >

Языковые функции политического предвыборного дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотренные типы прагматических высказываний соответствуют основным языковым функциям, которые характерны для языка вообще и для политической коммуникации в частности: фатическая, коммуникативная, аппелятивная, эмотивная, метаязыковая, когнитивная. Каждая функция соответствует одному из шести компонентов семиотической модели коммуникации Р. Якобсона (адресант, сообщение, контекст, контакт, код, адресат) [Якобсон 1975: 198]. Данная модель учитывает не только сам язык, но и пользователей языка: участников дискурса и его наблюдателей.

Рассмотрим реализацию коммуникативных функций в политическом предвыборном дискурсе.

  • 1. Аппелятивная/конативная функция (побудительная) — это функция воздействия, которая является основной для политического дискурса, так как он предполагает воздействие на адресатов с целью формирования в их сознании соответствующей политической картины мира, и побуждения их к выбору конкретного кандидата.
  • (1) «Я считаю, что мы все вместе должны снести хребет этой неэффективной власти» (М. Прохоров — С. Миронов).
  • (2) «Мы должны вместе с вами сложить усилия в борьбе против правого курса, который абсолютно губителен для страны» (Г. Зюганов — С. Миронову).

Побудительная функция в политической коммуникации может быть реализована эксплицитно и имплицитно. В первом случае кандидаты прямо призывают к выбору их кандидатуры, партии, политики или плана действия. (3) «Отдавая голос за меня, вы отдаете голос за вклад в новую страну. Я вас не подведу» (М. Прохоров — С. Миронову).

Воздействуя на слушателей, которые являются потенциальными избирателями, кандидаты призывают к их совести, разуму, ответственности за детей и за будущее страны, и т. д. Например,.

(3) «4 марта мы все придём на выборы. В ваших руках судьба ваших детей, судьба страны, вера в светлое будущее. Время голосовать сердцем прошло, нужно голосовать умом. Нужно голосовать за будущее. Каждый голос, отданный за Сергея Миронова — это голос в пользу неотвратимости социальных преобразований, в пользу большинства граждан Российской Федерации. Голосуйте по совести!» (С. Миронов — М. Прохорову).

Аппелятивная функция выражается с помощью различных лексических средств, таких как:

  • а) повелительная форма глагола:
    • (4) «Обязательно, пойдите во все штабы ЛДПР в каждом городе есть, возьмите литературу, разложите в своих ящиках в подъезде хотя бы, возьмите полномочия. 4 марта осталась неделя, придите, да позвоните всем, чтоб голосовали за меня» (В. Жириновский — Г. Зюганову).
  • б) модальные глаголы долженствования:
    • (5) «Этот порядок для страны закончится трагично, мы должны уберечь страну от этого варварства» (Г. Зюганов — С. Миронову).

В политическом дискурсе воздействие может быть выражено имплицитно (скрыто), посредством других языковых функций.

2. Фатическая функция связана с установлением и поддержанием контакта между коммуникантами и выражается в вокативных высказываниях. Фатическая функция соответствует актам иллокутивного вынуждения, и используется для того чтобы удержать внимание слушателя или привлечь его к определённому предмету разговора. В предвыборном диалогическом дискурсе иллокутивное вынуждение используется довольно часто и может выражаться с помощью глаголов 2-го лица в повелительном наклонении.

Примеры:

  • (1) «Представляете, они даже пропаганду не могут поставить» (В. Жириновский).
  • (2) «Смотрите! Простой вопрос: люди падают под землю — в Брянске, горят рестораны, там … эээ… гостиницы, дома-интернаты. Сосульки убивают человека каждый день» (В. Жириновский).
  • (3) «Посмотрите! Иногда, видите, выскакивает рейтинг кого, Прохорова» (Г. Зюганов).
  • (4) «А вот здесь, смотрите, мы настолько привыкли, что мы даже сами не понимаем, как идём в ловушку» (С. Миронов).

Привлекая внимание, говорящие апеллируют к когнитивным процессам воображения и представления адресата, а это непосредственно воздействует на его сознание.

3. Коммуникативная функция является одной из самых важных для любого дискурса, так как служит передаче информации. Коммуникативная функция может быть представлена в политическом дискурсе в виде сообщений, обобщений, сопоставлений, описывающих политическую ситуацию в стране или поступки и качества личности оппонентов. Однако в реальности политические оппоненты, констатируя факты, переходят на эмотивную функцию, делая акцент на негативных событиях или действиях «другого», говоря при этом о своих «правильных» делах и планах.

Примеры:

  • (1) «Я как горный инженер геофизик, который пол жизни провел в геологии, знает, что такое руда и какая реальная ей цена» (С. Миронов М. Прохорову).
  • (2) «Вы бросили фабрики и заводы, вы их бросили, бросили города. Мы взяли ответственность на себя, мы кормили людей, мы платили со счетов предприятия заработную плату бюджетникам: врачам, учителям, да это было не по закону, но вы отказались от социальной сферы» (М. Прохоров — Г. Зюганову).
  • (3) «Что касается русских, он самым обделённым народом, это ваша политика привела к тому, что нет даже дружбы между Россией и Беларуссией и Украиной. Это вы всё сделали, чтобы обобрать русских. Русские получают жалкие 10−15 тысяч и ущемлены во всех правах. Это вы всё отдали банкирам, с которыми русские ничего не имеют общего, это вы вывели все счета за рубеж … туда миллиарды денег» (Г. Зюганов М. Прохорову).

Простую констатацию фактов с отрицательной их оценкой кандидаты обращают в пользу для себя, пытаясь навязать своё отношение к сложившейся политической ситуации или другому политическому лидеру, тем самым формируя к этому негативное отношение у адресатов, противопоставляя при этом своим «хорошим» политическим действиям. Поэтому обычная передача информации превращается в воздействие на сознание слушателя и формирование у него новой когнитивной картины мира.

4. Эмотивная/экспрессивная функция ориентирована на выражение эмоций автора (надежды, уверенности, гордости, любви, ненависти, негодования и др.) с целью вызвать такие же эмоции у адресата. В предвыборном дискурсе кандидаты выражают свои эмоции не только интонацией, силой голоса, жестикуляцией, но и с помощью различных эпитетов.

Примеры:

  • (1) «По этой продукции (порнографии) мы первое место в мире зани… занимаем — это вообще полное безобразие, разрушение детской психики. (Г. Зюганов — В. Жириновскому).
  • (2) «Чудовищно — кадровая политика отвратительная!» (Г. Зюганов — В. Жириновскому).

По мнению А. П. Чудинова, создание необходимого эмоционального фона — это важный предварительный этап для последующего переубеждения адресата и побуждения его к необходимым действиям. Соглашаясь с мнением многих учёных, профессор считает, что «люди под влиянием эмоций сначала принимают решения, а потом ищут рациональное объяснение для своего решения» [Чудинов, 2012:84,85]. Поэтому эмотивная функция языка также направлена на воздействие.

5. Метаязыковая функция существует для объяснения смысла слова или высказывания. В современном предвыборном политическом дискурсе лидеры используют эту функцию для того, чтобы объяснить избирателям свою трактовку какого-либо понятия или явления.

Примеры:

(1) «…главная национальная идея — это сбережение народа, его качественное образование, хорошее здоровье и нормальное достойная работа, зарплаты, пенсии, стипендии и всем остальным» (Г. Зюганов).

Другой вариант объяснения этого понятия:

  • (2) «Суть национальной идеи, которую вы, к сожалению и не уяснили она родилась в веках, в муках, в борениях, в победах, его составляют четыре компонента: первый, сильное государство, второе, справедливость, третье, высокая духовность и четвёртый, чувство локтя и коллективизма. То, что предлагает либеральная идея, убивает первое, второе, третье и четвертое, и сталкивает уже Поклонную и Болотную, в результате получим вновь растерзанную страну» (Г. Зюганов).
  • (3) «Что такое создать партию из 500 человек — это надо по три человека своих друзей и близких, половину субъектов, плюс 150 человек на московском асфальте, и чем это закончится?» (Г. Зюганов).

Не все кандидаты используют данную функцию языка. Чаще всего это делает Г. Зюганов, именно он даёт развёрнутые объяснения своим понятиям. Метаязыковыя функция языка помогает сформировать определённые понятия не столько в самом языке, сколько у самого участника предвыборного дискурса. Таким образом, метаязыковая функция языка способствует формированию концептов в сознании адресатов и может считаться когнитивной функцией.

  • 6. Когнитивная функция — это использование языка для концептуализации мира в создании личной и групповой (партийной) политической картины мира [Чудинов, 2012:81]. Когнитивная функция языка реализуется в речи политиков в предвыборном дискурсе, когда они рассуждают о значении каких-либо понятий. Например,
  • (1) «В мире есть три политические течения: левые — справедливость, труд, народовластие, дружба народов, вокруг этого и интернационал сформировался социалистический; центристские — прецедент, опыт, практика; и правые — отдайте сильным, жадным, злым, они у них что-то обязательно получится, если вы по дороге не сдохните в это счастливое будущее, они с вами поделятся» (Г. Зюганов).

Когнитивная функция языка помогает говорящему перенести своё представление о каком-либо предмете или явлении из своей когнитивной системы в когнитивную систему адресата. В совокупности когнитивная и метаязыковая функции языка формируют у адресата речи ментальную репрезентацию знаний о предметах и явлениях, которыми кандидат обладает и которые он внушает слушателям в своих дебатах с оппонентом с тем, чтобы привлечь избирателей на свою сторону. Так, по мнению В. Жириновского, страна — это «колония».

  • (2) «Потому что мы — колония» да по количеству сумашедших и миллиардеров мы занимаем 1 место" (В. Жириновский).
  • 7. Эстетическая/поэтическая функция ориентирована на форму сообщения по отношению к содержанию и более свойственна словесному искусству. Хотя предвыборные дебаты можно отнести к разновидности ораторского искусства, но эстетическая функция, по нашему наблюдению, не используется в речи современных политиков. Чаще всего современные российские политики не задумываются о форме высказывания, для них более важно содержание. Поэтому, возможно, они не всегда могут добиться в предвыборных дебатах желаемых результатов.

Таким образом, в предвыборном диалогическом дискурсе реализуются все основные языковые функции (аппелятивная, фатическая, коммуникативная, эмотивная, метаязыковая и когнитивная), которые направлены на осуществление речевого воздействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой