Исторический анализ.
Анализ литературного произведения на примере романа "Мастер и Маргарита"
Наиболее спорным образом предстает именно Воланд — «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Множество высказываний существует по поводу проблемы прототипов Воланда (среди которых называют В. И. Ленина, И. В. Сталина, графа Калиостро и др.) и проблемы литературной традиции в создании данного образа. По мнению В. Петелина, образ Воланда — «лишь символ», в котором автор изображает какую-то… Читать ещё >
Исторический анализ. Анализ литературного произведения на примере романа "Мастер и Маргарита" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Известно, что Булгаков несколько раз переписывал роман. А первые версии книги вообще не содержали ни «внутреннего романа» о Иешуа и Пилате, ни истории Мастера и Маргариты. Они были включены в роман только после третьей редакции.
В первой редакции роман имел варианты названий: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Роль мастера выполнял учёный-гуманитарий. По замыслу Булгакова это был профессор историко-филологического факультета в университете, обладавший феноменальной эрудицией по демонологии Средневековья, что делало его похожим на гётевского Вагнера.
Действие романа происходит в Москве — в булгаковской Москве. В местах, выдуманных Булгаковым, прообразом к которым, однако, послужили совершенно реальные места. Так же и прототипами многих персонажей послужили люди, окружавшие Булгакова. Вообще, данный роман во многом автобиографичен. булгаков порок роман мастер Например, прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10, где жил Булгаков. Так же некоторыми чертами планировки Нехорошая квартира похожа на более просторную квартиру № 34 в том же доме, где писатель поселился позже. Вымышленный номер 302-бис — это зашифрованный 10 номер дома-прототипа. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего.
В Доме Грибоедова Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена, где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП и МАПП, по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ.
Прототипом Театра Варьете (в ранних редакциях — «театр Кабаре») послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926;1936 гг. и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры.
Подвальчик мастера списан главным образом с особняка братьев Топлениновых (Мансуровский пер., 9). Там же жил драматург Сергей Александрович Ермолинский, послуживший прототипом Алоизия Могарыча.
Даже Аннушка с Садовой, которая разлила масло, и та существовала реально. Не говоря уже о прототипах председателя МАССОЛИТа Берлиоза, критика Латунского, литератора Лавровича.
Вероятно, что прототипом главного героя романа, Мастера стал Максим Горький. Тогда, в 30-х годах за писателем крепко закрепился негласный титул «мастер» .
В 1936 году Горький умер, и именно этот год часто встречается в романе. В то же время, прототипом Маргариты называют Андрееву, гражданскую жену Горького. Литературоведы утверждают, что даже в доме, где живет Маргарита, легко узнать особняк, где жила Андреева.
Существует и еще одна не особо распространенная версия, будто бы у образа Мастера был реальный прототип. Этот человек в молодости был офицером, потом вышел в отставку, принял сан, начал писать роман о Понтии Пилате, даже добился командировки для поездки в Иерусалим. Но началась революция, он вернулся в Россию, где уже не мог найти себе места, и спрятался в сумасшедшем доме. Оттуда его забрала одна радетельная женщина, у которой он, якобы, и жил, чуть ли не в одном доме с Михаилом Булгаковым. Булгаков, будто бы, даже знал его, и после его смерти, использовал оставшиеся рукописи и саму историю его жизни.
Возможно, что Булгаков писал образ мастера с себя, чему есть несколько доказательств. В момент действия романа возраст мастера («человек примерно лет тридцати восьми») это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против Мастера и его романа напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца» .
Кот Бегемот — самый известный кот в русской литературе — так же имеет прототип, мнения, на счет которого так же расходятся.
Одни считают, что Булгаков назвал кота в честь морского чудовища из Ветхого Завета. Узнал об этом чудовище Булгаков из книги «История сношений человека с дьяволом». Книга была издана в 1904 году. Выписки из нее сохранились в личном архиве Булгакова.
Есть и версия о том, что прототипом кота Бегемота стала большая чёрная собака Булгакова, которую звали Бегемот. Собака эта была очень умна. Когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.
Вторая жена Булгакова, Любовь Белозерская, говорила, что муж ее срисовал образ Бегемота с домашнего питомца, кота по имени Флюшка. Кот был огромен, и очень любил проказничать. Но Флюшка был серого цвета, в то время как Бегемота он описал черным, так как традиционно черный кот считается нечистой силой.
Наиболее спорным образом предстает именно Воланд — «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Множество высказываний существует по поводу проблемы прототипов Воланда (среди которых называют В. И. Ленина, И. В. Сталина, графа Калиостро и др.) и проблемы литературной традиции в создании данного образа. По мнению В. Петелина, образ Воланда — «лишь символ», в котором автор изображает какую-то частицу себя, «живой символ, аллегория авторской совести и мудрости». Б. Соколов видит в Воланде «носителя судьбы», цель которого — встреча с Мастером — творцом романа об Иешуа и Маргаритой для определения их участи. Наиболее распространенной в булгаковедении является мысль о Воланде как носителе добра и зла.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествования обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.