Новокрестьянская поэзия.
Русская поэзия Серебряного века
Глава 5. Имаженизм В первые послереволюционные годы в России возникло новое литературное и художественное течение имажинизм (от французского image — образ), опиравшееся на искания русского авангарда, в частности, футуризма. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Поэтическая группа имажинистов… Читать ещё >
Новокрестьянская поэзия. Русская поэзия Серебряного века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты. Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.
Глава 5. Имаженизм В первые послереволюционные годы в России возникло новое литературное и художественное течение имажинизм (от французского image — образ), опиравшееся на искания русского авангарда, в частности, футуризма. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году Сергеем Александровичем Есениным, Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем и Анатолием Борисовичем Мариенгофом. В группу также вошли Иван Грузинов, Александр Кусиков (Кусикян) и Рюрик Ивнев (Михаил Ковалев). Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты» и небезызвестного в свое время литературного кафе «Стойло Пегаса». Имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 году на четвертом номере.
Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (футуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» (Декларация имажинистов).
Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) Мариенгофа, «2?2=5. Листы имажиниста» (1920) Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов.
Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между Есениным и Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма — художественного образа. 31 августа 1924 года Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты».
Бесспорно, что самое яркое дарование имаженистов — поэт С. А. Есенин. Он редко выступал на публике с речами о теории имаженизма, об основных его принципах и т. д. Он писал стихи, которые брал из своего сердца. То сердечная тоска или радость была в его строках, то обида и бессилие, то любовь к родным, к женщинам и к России. Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить цикл стихов о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». В определенном смысле Есенин — художественная идея России.