Межпоколенные притязания молодежи в современном казахстанском обществе
Обращает внимание тот факт, что преданность своему делу и идеалам являются в представлении молодых, самой негативной чертой у старшего поколения. Основой для критики старшего поколения выступает чрезмерный контроль, недоверие и непонимание старшего поколения в отношении молодежи, недооценка внутренних потенциалов и сил, ограничение самостоятельности и трудность в установлении партнерских… Читать ещё >
Межпоколенные притязания молодежи в современном казахстанском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Межпоколенные притязания молодежи в современном казахстанском обществе
Формирование ценностных ориентаций очень тесно связано с поисками системы оптимальных подходов к осмыслению межпоколенных взаимоотношений между детьми и родителями. Данная же система весьма радикально меняется в результате социально-экономического развития, культурно-исторических концептов и установлений отношений в современном Казахстане. На самом деле, проблема взаимоотношений и преемственности поколений актуальна ровно столько, сколько существует общество, и поэтому она является одной из насущных проблем общественного развития. Ее содержание и острота определяются конкретными историческими условиями.
Молодое поколение формируется в условиях изменяющегося общества. Кардинальные изменения в социально-экономических, политических и культурных отношениях повлекли за собой существенные изменения в социокультурной преемственности поколений. Структурные изменения, происходящие в обществе, существенно изменяют условия жизни, при этом опыт разных поколений формирует свой специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, отличных от принятых в мире старших поколений.
На вопрос «С кем из окружающих Вас в детстве людей связаны самые теплые воспоминания?» — подавляющее большинство (66,9%) молодых людей отметили вариант -«родители», и в первую очередь, влияние матери и бабушки1. Теплые воспоминания, связанные с образом «отца» представлено в меньшей степени. Влияние дружеских отношений оказывается большим, чем влияние «дедушек». Таким образом, детство наших респондентов характеризуется влиянием женского образа, «носят больше женское лицо», что и определяет романтически-гуманистический, эмоционально-сентиментальный окрас. К сожалению, роль учителя в формировании духовного начала отмечают — 4,7% молодых людей.
Согласно полученным данным (таблица 2), на вопрос «Можно ли про Вас сказать, что «тем хорошим, что есть во мне, я обязан (а), прежде всего…»: 61,9% молодежи дали утвердительный ответ — «матери». 24,5% респондентов ответили, что тем хорошим, что есть в них, они обязаны — «отцу».
В качестве такого светлого примера назвали «бабушку» — 5,4% опрошенных молодых людей, «дедушку» — 2,9% от общего числа опрошенных. Данное обстоятельство, подтверждает теорию относительной неолокальности проживания современных семей, которые живут и воспитывают свои детей отдельно от своих родителей, представителей старшего поколениябабушек и дедушек, с которых снята тем самым ответственность за духовное воспитание, трансляцию ценностей и передачу опыта.
Полученные выводы, можно представить как достаточно отчетливую тенденцию в развитии современного общества, сопоставив с близкими в содержательном отношении исследованиями казахстанского общества последних 2−3 лет. Так, в рамках социологического исследования, проведенного в ходе реализации социально-значимого проекта Министерства культуры РК «Отцы и дети, направленного на повышение роли мужчин в семейном воспитании» отмечается, что около 40% опрошенных на вопрос о распределении обязанностей по семейному воспитанию выбрали позицию — мать. 42% отметили вариант ответа «Оба родителя». Относительно старшего поколения (бабушка/ дедушка) этот показатель составил — 9,7%. И, наконец, собственно роль отца в семейном воспитании была отмечена лишь в 6,5% анкет [1].
По существу, в сфере семьи, вот уже на протяжении нескольких десятилетий происходит ослабление традиционных ролей, представлений и стереотипов. В основе подобных изменений лежат модернистские ценности, такие как, расширение свободы выбора для обоих партнеров в выборе местожительства, возможности самореализации и др. Независимость и автономность современной семьи, привлечение в воспитание «институционализированных мам и пап» в роли «нянечек», существенно меняет роль и место детей в ней. Только 2,4% студенческой молодежи отмечают роль книг в формировании их духовного начала.
Основное внимание в нашем опросе уделялось существующим проблемам старшего поколения в сознании студенческой молодежи (Таблица 3 и Рисунок 1).
Молодые люди выделяют ряд проблем, по их мнению, которые беспокоят старшее поколение — это здоровье (34,9%) и социальная бесполезность (18,1%).
15,4% молодых людей отмечают проблемы, связанные с отсутствием уважения и признания со стороны подрастающего поколения.
молодежь межпоколенный взаимоотношение дети.
«Что больше всего привлекает Вас в старшем поколении?» — так был сформулирован вопрос, который выявляет отношение и в какой-то степени дает оценку старшему поколению (Таблица 4). Итак, представления молодежи о привлекательных чертах старшего поколения можно констатировать следующим образом:
- — 48% опрошенных студентов отмечают высокий уровень культурного развития и духовности старшего поколения.
- — 20,8% отмечают такую важную черту как «выносливость».
- — 15,4% - умение выполнять любимую работу.
С непониманием Затруднились ответить 9,6% 1,5%.
Подавляющее большинство опрошенных студентов (16,1%) выбрали вариант — с уважением.
Как видно из таблицы 1, суждение о том, что можно перенять от старшего поколения — их «уникальный опыт» отметили — 60% студентов. 13,40% отметили, что не согласны с данным суждением. Затруднились с ответом — 26,50% респондентов."Люди старшего поколения более чуткие" -такую оценку дали 54,10% юношей и девушек. 44,40% не согласны с суждением о том, что «полезные знания можно перенять только у них».
Обращает внимание тот факт, что преданность своему делу и идеалам являются в представлении молодых, самой негативной чертой у старшего поколения. Основой для критики старшего поколения выступает чрезмерный контроль, недоверие и непонимание старшего поколения в отношении молодежи, недооценка внутренних потенциалов и сил, ограничение самостоятельности и трудность в установлении партнерских отношений. Этим и объясняется отмеченные студентами варианты ответов «попытка навязать молодым свое мнение» -29,3% и «склонность к наставлениям» — 27,1%.
Так, на вопрос «Как Вы относитесь к старшему поколению?» ответы оказались следующими (Таблица 6 и Рисунок 1):
Таблица 6.
Самооценка респондентами отношения к старшему поколению (в % от общего количества опрошенных).
о конфликте поколений. Во-вторых, проблема конфликта поколений во многом надуманна, поскольку определенное несоответствие во взглядах, предпочтениях, ценностях различных поколений не может служить поводом для конфликта. В-третьих, молодежь хочет быть сама собой, оставляя за собой право на индивидуальность и самостоятельность. Молодежь и поколение «старших» живут в эпоху глобальных социальных изменений. Современные условия накладывают свой отпечаток на личностные установки, ценностные ориентиры молодых людей, а также на качества и привычки их родителей, что, несомненно, является предпосылкой для гармоничных взаимоотношений между поколениями и эффективного функционирования общества.