Социальная ответственность российских организаций
К сожалению, изменения в подходах к социальной политике и социальной ответственности пока осуществляются в рамках «старых» организационных структур. В выполнении функций в сфере внутренней социальной ответственности российских организаций продолжают доминировать кадровые службы. Роль профсоюзов в решении социальных проблем очень невелика и постоянно снижается. Вместе с тем задачи в области… Читать ещё >
Социальная ответственность российских организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе концепции корпоративной социальной ответственности лежит принцип открытости, объективности и полноты информации о деятельности организации. Данная информация отражается в корпоративных социальных отчетах. Организации, предоставляющие социальный отчёт, получают возможность узнать ожидания своих стейкхолдеров; обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что организация учитывает интересы общества и стейкхолдеров. Социальные отчёты корпораций создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента. Кроме того, такая отчётность вносит коррективы и в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений. Социальный отчет позволяет следить за достижениями в области корпоративной социальной ответственности и обеспечивать надлежащий контроль рисков в области корпоративной социальной ответственности.
Объясните, почему одним из наиболее проблематичных направлений социальной ответственности российских организаций является предоставление достоверной информации о возможных негативных сторонах производимой продукции?
Приведите конкретные примеры (2−3 примера), используя материалы СМИ и специальных изданий. Обязательно укажите источник информации (автор публикации, название публикации; название издания, год, номер).
Ответ лучше структурировать, выделить основные идеи. Объем ответа: 1−2 страницы.
Ответ:
В России существует, как минимум, три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность бизнеса.
В рамках первого подхода под социальной ответственностью понимается то, что основная хозяйственная деятельность компании по определению имеет социально значимый характер. Она выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Второй подход состоит в том, что компания в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания реализует различного рода социальные программы, согласующиеся со стратегией ее развития. социальный ответственность российский компания.
Приверженцы третьего подхода считают, что на фоне растущего интереса российского делового сообщества к вопросам социальной ответственности наблюдается тенденция, выражающаяся в том, что компании стремятся иметь репутацию социально ответственной организации, так как это модно в прагматическом для бизнеса понимании. В этом случае социальная ответственность проявляется не только в том, что компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, что они принимают активное участие в формировании высоких общественных стандартов (например, таких как качество образования) и тем самым вносят свой вклад в повышение уровня жизни в стране.
Результаты проведенных Ассоциацией менеджеров исследований показывают, что российский бизнес в целом готов нести свою часть ответственности за состояние и развитие социальной сферы [С. Ю. Трапицын. Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие. ООО «Книжный Дом». — 240 с, 2014 ]. Ответственность перед обществом в решении важных социальных задач признается в документах более чем 2/3 компаний, хотя стандартов по способу фиксации социальных целей в списке общих целей, для достижения которых компании создаются, еще не сложилось. В российских организациях происходит постепенная переориентация от традиционных, обусловленных опытом советского периода, моделей построения социальной политики предприятия к современным способам ее реализации.
Российские компании все меньше воспринимают социальные расходы как одностороннюю благотворительность и все больше представляют ее себе как взаимовыгодное партнерство со своими сотрудниками. Поэтому развитие персонала становится приоритетом в социальных программах российских компаний.
К сожалению, изменения в подходах к социальной политике и социальной ответственности пока осуществляются в рамках «старых» организационных структур. В выполнении функций в сфере внутренней социальной ответственности российских организаций продолжают доминировать кадровые службы. Роль профсоюзов в решении социальных проблем очень невелика и постоянно снижается. Вместе с тем задачи в области социальной ответственности постоянно усложняются, принятие решений по социальным вопросам требует профессиональных подходов, и некоторые российские компании начинают создавать специальные структуры для проведения социальной политики. В то же время на рынке ощущается недостаток специалистов в данной области.
Не во всех отраслях российской экономики существует понимание необходимости ведения дел с учетом социальных приоритетов. К областям, в которых компании пока еще недостаточно осознали выгоды от финансирования социальных мероприятий, относятся природоохранная деятельность, забота о здоровье сотрудников в широком смысле, не ограничивающаяся соблюдением требований техники безопасности на производстве. В некоторых случаях это отражает недостаточные стимулы к соответствующей деятельности, создаваемые государством. В некоторых ситуациях такое положение дел сигнализирует о том, что многие руководители российских компаний попрежнему считают, что рабочую силу проще «заменить», чем «поддерживать в хорошей форме». Здесь видятся большие перспективы применения концепции человеческого капитала для понимания значения повышения качества персонала за счет сохранения и укрепления его физических и развития интеллектуальных возможностей.
К факторам, сдерживающим развитие социальной ответственности в российских компаниях, следует отнести следующие [Этика и социальная ответсвенность бизнеса:
1. На сегодняшний день российские компании вынуждены финансировать те направления социальной политики, в которых государственные вложения не являются достаточными (поддержка малоимущих) или которые обусловлены влиянием советского наследия (ЖКХ).
2. В оценке результативности социальных программ многие руководители по-прежнему делают акцент на объемах финансирования, а не на достигнутых эффектах.
Однако в целом анализ ситуации показывает, что в наиболее передовых российских компаниях накоплен достаточный позитивный опыт в области социальной ответственности, и в ближайшее время можно ожидать перемен в данной сфере и у других предприятий.
Наиболее успешно крупным российским компаниям в сфере социальной ответственности удается:
* отказаться от применения детского труда;
* наладить производство качественных товаров по разумной цене;
* осуществлять оказание помощи при стихийных бедствиях, катастрофах;
* поддерживать одинаковое качество продукции во всех странах, где функционирует компания;
* создавать рабочие места, уплачивать налоги, вносить вклад в развитие российской экономики;
* проявлять уважение к национальным ценностям;
* демонстрировать справедливое отношение к работникам;
* обеспечивать гарантии занятости;
* обеспечивать защиту здоровья и безопасность работников;
* поддерживать искусство и культуру.
Наиболее проблематичными остаются следующие направления:
* предоставление гарантий в том, что сама компания или ее поставщики не наносят ущерба земле при ее использовании;
* получение прибыли честным путем;
* изменение своего бизнеса как реакция на критику;
* отказ от испытаний своей продукции на животных;
* предоставление достоверной информации о возможных негативных сторонах производимой продукции;
* открытая и достоверная финансовая отчетность;
* борьба с бедностью.
С точки зрения российских компаний, самыми важными признаются направления, связанные с интересами сотрудников. В определенном смысле можно утверждать, что охрана труда — главный приоритет для работников, в то время как развитие персонала представляет основной интерес для работодателей. Отрадно, что важность этих направлений оказывается сбалансированной. Таким образом, на практике достигнут баланс интересов работников и работодателей, что позволяет рассчитывать на то, что и дальнейшее развитие социальной защиты будет проходить в определенной гармонии интересов. Это свидетельствует о понимании российским менеджментом возрастающей роли человеческого капитала в современной экономике.
На третьем месте по приоритетности находится добросовестная деловая практика, одним из показателей которой выступает информационная открытость компаний. Примечательно, что, несмотря на то что еще не все компании готовы открывать финансовые показатели деятельности, направление добросовестной деловой практики является для них одним из наиболее важных.
К сожалению, природоохранная деятельность, ресурсосбережение и развитие местного сообщества пока еще не занимают достойного места в списке приоритетных направлений социальной политики. Скорее всего, это вызвано тем, что острые вопросы социального обеспечения «заслоняют» их важность. К тому же три последних направления в списке требуют значительных финансовых затрат, к которым готовы только крупные российские предприятия.
Важность направлений социальных программ несколько различается по отраслям экономики. В промышленном секторе приоритетными являются направления охраны здоровья и безопасности условий труда и развитие персонала, что объяснимо жесткими требованиями, налагаемыми на промышленный бизнес законодательством. Наибольший производственный риск и травматизм на рабочих местах характеризует именно промышленность, особенно тяжелые отрасли. Показательно, что важность природоохранной деятельности в промышленности повышается по сравнению со средними показателями. Это также можно объяснить отраслевой спецификой, так как именно промышленность сильнее всего загрязняет окружающую среду. Именно в данной отрасли хозяйства сотрудники ощущают на себе последствия ухудшения экологической обстановки наиболее полно.
В сфере услуг резко возрастает значимость развития персонала и в небольшой степени — добросовестной деловой практики. Это можно объяснить тем, что в секторе услуг именно профессиональные навыки и умения персонала являются ключевым фактором делового успеха. Кроме того, при оказании услуг гораздо важнее вопрос добросовестной деловой практики тесно увязан с проблемой качества, поскольку особенности оказания услуг по сравнению с производством товара не позволяют покупателю рассчитывать на ремонт, замену, компенсацию и т. д. Если услуга оказана плохо, все остальное теряет значение.
В финансовом секторе добросовестная деловая практика выходит на первое место, подчеркивая базовую роль доверия, профессионализма и конфиденциальности в банковском и инвестиционном деле. В то же время природоохранная деятельность закономерно занимает последнее место в списке приоритетов финансового сектора.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на стабильно низкую важность, придаваемую всеми отраслями экономики развитию местного сообщества. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что в корпоративном сознании забота о проблемах местного населения пока прочно ассоциируется с областью компетенции местных или региональных властей.
По мнению ряда выражающих общественное мнение лидеров, к оценке действий российского бизнеса в области социальной ответственности нужно подходить с разными мерками в зависимости от реальной способности данной компании справляться с решением социальных задач. Однако требования к крупным отечественным компаниям уже начинают приближаться к международным стандартам.