Правовая культура как вид социальной культуры в системе высшего образования
В современном российском обществе обострились противоречия между количеством и качеством получаемого образования, длительностью обучения и реализацией полученного образования в сфере труда и занятости, содержанием образования и уровнем сформированной в его системе социальной культуры личности. В связи с этим, культурологическая составляющая личности является ядром воспроизводства отдельных… Читать ещё >
Правовая культура как вид социальной культуры в системе высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном российском обществе обострились противоречия между количеством и качеством получаемого образования, длительностью обучения и реализацией полученного образования в сфере труда и занятости, содержанием образования и уровнем сформированной в его системе социальной культуры личности. В связи с этим, культурологическая составляющая личности является ядром воспроизводства отдельных ступеней образования, социального института образования в целом, духовной сферы общества. Современная российская система образования в качестве ведущей цели ставит формирование гармонически развитой личности. Поэтому, возникла потребность в усилении гуманитарного компонента в образовании, который будет способствовать формированию социальной культуры будущего специалиста.
К одному из основных видов социальной культуры относится правовая культура, так как этот вид социальной культуры выступает одним из регуляторов общественных отношений в виде усвоения правовых норм, ценностей и стандартов правового поведения человека. Сущность и содержание понятия правовой культуры связано с рядом теоретических вопросов, такими как «культура», «социальная культура», выделение основных подходов к исследуемому явлению.
Имеется более тысячи определений категории «культура», и почти каждое достаточно убедительно обосновано теоретически. В последнее время в отечественной науке наиболее распространены следующие представления о понятии «культура»:
- · совокупность способов и приемов материальной и духовной деятельности человечества, объектированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям;
- · совокупность норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в исторически конкретном обществе.
С одной стороны, культура выступает как область профессиональной художественно — эстетической, научной и образовательной деятельности с показателями (образованность, воспитанность, ученость). С другой стороны, культура является результатом духовной и материальнопроизводственной деятельности человека.
Для разграничения этих аспектов в последнее время в отечественной социологической литературе все чаще используется понятие «социальная культура». Так, Тадевосян Э. В. трактует социальную культуру следующим образом: «…система представлений, ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы» [1, с.116]. Исходя из определения Тадевосяна Э. В., «социальная культура» трактуется как система представлений, ценностей, норм и правил поведения для всех людей.
С точки зрения Мостовой И. В., «…социальная культура — это только значения, которые люди приписывают разным знакам: предметам, действиям или явлениям … они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т. е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Социальная культура — это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми» [2, с.177−178]. Мостовая И. В. под «социальной культурой» понимает регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействие между людьми.
Флиер А.Я. рассматривает культуру как социальную систему, непосредственно регулирующую социальное поведение человека — культуру нормативного поведения («культуру культурного человека») [3]. Соответственно, культура как социальная система представляет совокупность существования и взаимодействия людей.
Как отмечает Витаньи И., специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т. д. результаты труда и мысли многих поколений людей (культурное наследие). Культура выражает прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью социального опыта и накоплением жизненных сил новых поколений посредством его критического освоения. Извлекая из культурных ценностей прошлых эпох сконцентрированную в них творческую энергию человеческой мысли и труда, люди имеют возможность превратить ее свое сегодняшнее достояние и, более того, сделать активной силой для новых шагов вперед [4]. Следовательно, механизм развития социальной культуры концентрируется в процессе образования, отображая ее сущность и все многообразие.
Поэтому, развитие личности с высоким уровнем культуры является социальной константой отечественного образования. Социальная культура человека включает в себя следующие компоненты:
- · четкая социальная самоидентификация личности,
- · умение выражать свои личные и социальные интересы,
- · умение взаимодействовать, солидаризироваться с другими социальными субъектами,
- · умение управлять своей жизнью.
Именно такая инновация системы образования, как ориентация на всестороннюю социальную культуру личности, обеспечит сохранение традиционной культуры в российском обществе и обусловит его устойчивое развитие и развитие системы образования в частности.
Для того, чтобы образование было эффективным, необходимо, чтобы оно могло воспроизводиться. Используем для объяснения этого теоретическую модель воспроизводства современного образования, разработанную Матвеевой Н. А. 5, с. 93−119.
Социолог отмечает, что воспроизводство образования как процесс имеет двоякую природу и выражен конкретно-исторической спецификой. С одной стороны, образование — составляющая развития традиционной культуры, с другой, — социально-психологический механизм ее сохранения. И в том, и в другом аспекте образование выступает процессом создания социального субъекта, человека знающего, действующего и ценящего. В условиях трансформации традиционной культуры, резкой смены социальных ролей человека, деформации ценностей, создания новых форм поведения гуманистическая сущность образования должна быть четко осознана и переведена в практику обучения и воспитания. Формирование социальной культуры человека, возвращение человеческого к человеку есть способ выживания системы образования. Позволить образованию в современных условиях быть запаздывающим инерционным (не реакционным, а традиционным) — значит обеспечить его самовыживание. А сохранение образования — прямой путь к устойчивому развитию культуры индивида, социальной общности, всего общества.
Выстроенная Матвеевой Н. А. модель воспроизводства образования указывает на необходимость измерения социальной культуры человека и целых социальных общностей, воспроизводящейся во всех компонентах системы образования: образования как социальной деятельности, социального института, социальной ценности. И межличностные, и межгрупповые взаимодействия в сфере образования складываются под влиянием всех трех компонентов одновременно. Исходя из компонентов системы высшего образования, правовую культуру можно рассматривать с позиции деятельностного и ценного подходов.
В ценностном подходе главным компонентом выступает не деятельность человека как таковая, а непосредственно те материальные и духовные ценности, которые явились итогом этой деятельности.
Так, Нерсесянц В. С. считает, что «правовая культура — социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывает всю совокупность важных ценностных компонентов в правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии» [6].
Синюкова Т.В. утверждает, что правовая культура — это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе [7].
Можно сказать, что правовая культура как социальная ценность включает в себя конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни — безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав и свобод человека, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов и др.
В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность «такого качества, при котором наступает её соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека» [8]. Есть основания полагать, что правовая культура связана с правовой самореализацией личности через правовой поступок и правовую установку. Под таким углом зрения правовая культура может рассматриваться как культура социально-правовой деятельности.
Таким образом, правовая культура является необходимым видом социальной культуры личности. Она выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения.
Для исследования уровня сформированности правовой культуры студентов мы определим ее критерии и показатели, исходя из подходов к пониманию сущности правовой культуры и компонентов системы образования.
Оценивание образовательной деятельности осуществляется по следующим критериям: информированность, образ жизни, социально-правовая активность.
Критерий «информированность» мы описываем следующими показателями правовой культуры студентов: интерес к праву, интерес к правовой сфере в СМИ, понимание права. Эти показатели играют важную роль в формировании информационной культуры как составляющей правовой культуры.
Критерий «образ жизни» мы описываем следующими показателями правовой культуры студентов: соблюдение правовых норм, использование правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. Эти показатели важны для оценки правовой культуры студентов. Мы видим, что в повседневной жизни студенты используют право для решения насущных проблем, для разрешения разного рода конфликтов.
Критерий «социально-правовая активность» мы описываем следующими показателями: активность в сфере права, участие в правовой жизни общества. По нашему мнению, студенты высших учебных заведений должны быть активны в голосовании во время выборов и референдумов, участвовать в массовых движениях, создании партий, быть причастными в деятельности общественных структур.
Оценивание высшего образования как ценности осуществляется по следующему критерию: понимание ценности правового образования.
Критерий «понимание ценности правового образования» мы описываем следующими показателями правовой культуры студентов: осознание социальной ценности права, понимание смысла действующих законов и их значимость. В современном российском обществе возросла роль правового образования, обусловленная состоянием всех сфер общественной жизни. У студентов должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умение найти возможные пути ее решения.
Таким образом, уровень сформированности правовой культуры в системе высшего образования будет оцениваться по следующим видам:
- — информационная правовая культура;
- — культура правового образа жизни;
- — культура социально-правовой активности;
- — культура ценностных правовых ориентаций;
Структурированная модель оценивания правовой культуры в системе высшего образования позволяет, на наш взгляд, определять уровень ее сформированности у студента, анализировать отдельные компоненты системы образования.
Библиографический список
- 1. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э. В. Тадевосян. М.: Знание, 1996. 271 с.
- 2. Волков В. Г. Социология: учебник / В. Г. Волков, И. В. Мостовая. М.: Гардарика, 1998. 244 с.
- 3. Флиер А. Я Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.
- 4. Витаньи И. Общество, культура, социология / И. Витаньи; пер. с венг.; общ. ред. С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1984. 288 с.
- 5. Матвеева Н. А. Инерционность системы образования в России: (теория, методология и опыт социол. исслед.): монография / Н. А. Матвеева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 263 с.
- 6. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2001.406−407 с.
- 7. Синюкова Т. В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. 473 с.
- 8. Кейзеров И. М. Политическая и правовая культура / И. М. Кейзеров. М., 1983. 115 с.