Взаимосвязь и отличия стандартов ISO 9000 и TQM
Учитывая все выше сказанное, проанализируем российский и зарубежный опыт внедрения всеобщего управления качеством, который представлен во второй части данной дипломной работы. Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество. Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию. Подчеркивает… Читать ещё >
Взаимосвязь и отличия стандартов ISO 9000 и TQM (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции [3]. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.
Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах, по существу, обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия. Использование международных стандартов ИСО по управлению качеством продукции на предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на международный рынок.
В большей степени подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, являющемся методическим пособием по применению системы качества [5]. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей [4]. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Стандарты ISO 9000 и TQM.
ISO 9000. | TQM. |
Нет необходимости фокуса на определенного потребителя. | Фокус на определенного потребителя. |
Не интегрировано в корпоративную стратегию. | Интегрированная стратегия компании. |
Фокус на технические системы и процедуры. | Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию. |
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна. | Подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников. |
Не фокусирует на непрерывном улучшении. | Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество. |
Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества. | Каждый сотрудник ответственен за качество. |
Возможность фокуса на подразделения. | Организация всех подразделений, функций и уровней. |
В основном статичен. | Подразумевает изменение процесса и культуры. |
Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.
Учитывая все выше сказанное, проанализируем российский и зарубежный опыт внедрения всеобщего управления качеством, который представлен во второй части данной дипломной работы.