Власть, лидерство и менеджмент
Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность. «Лидерство… Читать ещё >
Власть, лидерство и менеджмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
лидерство менеджмент власть На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты, так или иначе, используются на практике.
Вот некоторые выводы, которые делают исследователи:
- — нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;
- — следуя пионерским работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский — и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными («ориентация на человека») или на результат («ориентация на результат / задачу»). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход);
Таблица 1. Стили руководства Авторитарный тип.
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
Деловые краткие распоряжения. | Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). |
Запреты без снисхождения, с угрозой. | Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. |
Четкий язык, неприветливый тон. | Голос руководителя решающий. |
Похвала и порицание субъективны. | |
Эмоции в расчет не принимаются. | |
Позиция руководителя — вне группы. |
Демократический тип.
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
Инструкция в форме предложений. | Мероприятия планируются не заранее, а в группе. |
Не сухая речь, а товарищеский тон. | За реализацию предложений отвечают все. |
Похвала и порицание — с советами. Распоряжения и запреты — с дискуссиями. | Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Позиция руководителя — внутри группы. |
Попустительский тип.
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
Тон — конвенциальный. | Дела в группе идет сами собой. |
Отсутствие похвалы, порицаний. | Руководитель не дает указаний. |
Никакого сотрудничества. | Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп. |
Позиция руководителя — незаметно в стороне от группы. |
- — вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях — благоприятных или неблагоприятных для группы — лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях. Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека;
- — руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;
- — лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;
- — лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе. Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению. Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации — такой, как потенциал знания, человеческий капитал.
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Многие из предпринимателей, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не только о размере производственных мощностей своих фирм, объеме продаж, финансовом потенциале и тому подобное, но и о числе работников организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе. Всё это является лишь одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на свою работу, на то, какую роль она играет в его жизни, что организация даёт ему, какой смысл сотрудник вкладывает в своё взаимодействие с ней. Установление органичного сочетания двух этих сторон: взаимодействия человека и организации — является одной из важнейших задач менеджмента, т.к. оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.
В любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности, существует такое понятие, как власть. Понятие власти неразрывно связано с возможностью влиять на происходящие процессы в организации. Власть определяется статусом лица, которое обеспечивает постоянное влияние. Статус может быть формальным и неформальным. Стиль руководства задается формой и методами осуществления властных полномочий. Идеологическая роль лидера (человека, наделенного властью) в процессе достижения конечного результата является наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности.
Лидер — это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.
Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума. Индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. Лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.
Лидерство в организации — процесс, связанный с деятельностью лидера — авторитетного члена группы, обладающего юридической или (и) фактической властью в группе, организации.
Лидерство представляет собой только одну сторону поведения менеджера. Термин «управление» обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.
Менеджер может быть лидером только в той группе, с которой он работает. В то же время руководитель не всегда является лидером в принятии решений.
Ниже приведены характеристики лидера, отличающие его от менеджера:
- — лидеры делают правильные вещи, а не просто правильно их делают;
- — лидеры обладают масштабным мышлением;
- — лидеры используют интуицию и индивидуальный подход в работе с другими людьми;
- — лидеры поощряют, а не надзирают, вселяют энтузиазм, а не судят или ограничивают;
- — лидеры смотрят выше и видят дальше каждого из всех членов организации;
- — лидеры оказывают влияние на всех, работающих в организации и добиваются лояльности с их стороны;
- — лидеры достигают влияния на последователей вне зависимости от их прямой юрисдикции;
- — лидеры уделяют особое внимание непостижимым для других перспективам, ценностям и мотивам;
- — лидеры обладают политическим мастерством справляться с конфликтами разных потребностей своих последователей;
- — лидеры мыслят в терминах обновления.
Итак, лидерство — не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента — сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности. Лидерство — это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.
Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование. В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.
Роль менеджера ярко выражена, хотя некоторые люди могут выступать лидерами, и, не являясь руководителями. Лидерство отличается от классического менеджмента. Менеджмент — одно. Лидерство — совершенно другое. Основные различия между ними приведены в таблице 1:
Таблица 2. Отличие лидера от менеджера.
Менеджеры. | Лидеры. |
размышляют в категориях сегодняшнего и вчерашнего дня, решают сегодняшние проблемы. | должны думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне. |
отвечают за стабильность организации, ее работу в рамках установленных правил. | отвечают за развитие, определяют ценности, философию и политику организации. |
представляют процесс. | представляют направление истории, перспективу развития организации. |
ориентированы на средства. | ориентированы на конечный результат. |
поддерживают баланс действий, операций. | создают новые подходы и представляют новую арену для исследований. |
предсказуемы, так как придерживаются протокола. | непредсказуемы, потому что изменчивы. |
в чистом виде — технологи. | в чистом виде — философы. |
Можно представить еще одну таблицу отличий этих двух понятий.
Лидерство является важным элементом управления, но лидерство является особым качеством, отличным от других функций управления. Исследования, посвященные этой проблеме, констатируют тот факт, что если руководитель способен некоторым образом оказывать влияние на группу людей, то это влияние будет иметь много общего с типом его поведения.
Власть — это не всегда лидерство. Зато обратное, видимо, верно, всегда: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать сопротивления, управленец должен быть сильным. Великий индийский мыслитель С. Вивекананда говорил: «Слабость порождает саму идею сопротивления». Руководитель-лидер не может быть слабым по определению.
Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал Деминг в предисловии к книге Г. Р. Нива «Пространство доктора Деминга». И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство является ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в организации. Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Новая, нацеленная на качество организация, зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение.
То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер, Тито Конти и др.
Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.
Но и это видение вопроса начинает изменяться.
Итак, лидерство — это неотъемлемый элемент современной системы управления, и более того, лидерство — «пусковой механизм» этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.
Лидерство — компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности. Есть мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства — жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности компании, естественно, не в лучшую сторону. Из этого можно сделать вывод, что лидерство служит ключом к «хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе».
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой и организационным поведением. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.
Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.
Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.