Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классификация и ассортимент потребительских (продовольственных) товаров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков. К примеру, по признаку их единства производственного происхождения или потребительского назначения. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное и социальное назначение. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения… Читать ещё >

Классификация и ассортимент потребительских (продовольственных) товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В товароведении используют следующие системы классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная и внешнеэкономическая.

Торговая классификация содействует совершенствованию планирования ассортимента товаров, их рациональному размещению в торговом зале и организации складского хозяйства.

Классификация товаров в торговле сложилась исторически, она основана на распределении товаров на группы в соответствии с различными признаками.

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи; кондитерские; винно-водочные, безалкогольные напитки; молочно-масляные; мясные и колбасные изделия; рыбные; яичные; пищевые жиры; табачные изделия.

По принципу группировки в торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. Бакалейные товары — крупы, мука, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты. Это продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. Гастрономические товары — готовы к употреблению без кулинарной обработки. Это молочные продукты (сыр, масло, молоко, кисломолочные), алкогольные напитки, копчености, консервы, кондитерские изделия, мясные и рыбные изделия.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговле товары группируют по комплексности спроса покупателей (что может купить потребитель за одно посещение). В основу разработки отдельных комплексов может быть положен половозрастной признак, особенности образа жизни. Деление товаров на комплексы позволяет эффективнее организовывать оперативные процессы в торговле.

Учебная система классификации используется в процессе обучения товароведению, при написании учебников и учебных пособий, составлении рабочих программ. Учебная классификация служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой, но отличается большей последовательностью. В учебной классификации, преследующей цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком является назначение товара.

Экономико-статистическая система классификации является наиболее полной. Она разработана для обмена информацией на межотраслевом уровне. Использование этого классификатора в торговле и товароведении затруднено, так как группировка продукции не совпадает с торговой и учебной классификациями продуктов.

Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров.

Ассортимент товаров. Ассортиментная характеристика — это одна из важнейших характеристик товара. Ассортимент — определенная совокупность, набор товаров разных видов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, материала изготовления, способу производства.

Ассортимент потребительских товаров классифицируется по следующим признакам:

  • 1. По месту нахождения: промышленный и торговый ассортимент.
  • 2. По широте охвата товаров: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
  • 3. По степени удовлетворения потребителей: рациональный и оптимальный.
  • 4. По характеру потребности: реальный, прогнозируемый, учебный.

Торговый ассортимент — это набор товаров, формируемый оптовыми и розничными торговыми предприятиями с учетом спроса на товары и специализации магазина В магазинах должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров. Торговый ассортимент, в отличие от промышленного, включает в себя товары нескольких производителей — отечественных и зарубежных. Исключение составляют фирменные магазины, которые могут торговать товарами одного производителя.

Широта охвата товаров. Широта охвата товаров, входящих в ассортимент торгового предприятия, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

Товары простого ассортимента подразделяются по ограниченному числу признаков. В пределах одного вида они не различаются. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах обслуживания покупателей с небольшими материальными возможностями. К примеру, это соль, сахар, спички, хозяйственное мыло и др.

Товары сложного ассортимента подразделяются по многим признакам. Здесь в пределах одной группы насчитывается большое количество подгрупп, видов и наименований. В пределах одного вида их можно различать по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции. К товарам сложного ассортимента можно отнести одежду, обувь, хозяйственные и галантерейные товары. Продовольственные товары — кондитерские изделия, винно-водочные изделия, консервы. Такой ассортимент присущ оптовым базам и рынкам.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков. К примеру, по признаку их единства производственного происхождения или потребительского назначения. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное и социальное назначение. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения. Товары для детей, молодежи, для отдыха — по социальному признаку. В магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные товары — групповой ассортимент.

Видовой ассортимент включает разновидности товаров в пределах каждой товарной группы. Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное — часть ассортимента молочных товаров. Внутри группы «одежда» различают одежду женскую, мужскую и детскую.

Внутривидовой ассортимент — разновидности продукции. К примеру, пастеризованное молоко может быть разной жирности, обувь — разного фасона, ткани — разной расцветки. Внутривидовой ассортимент может иметь разную глубину, детализацию.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей направлены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, сотовых телефонов, марочных вин.

Сопутствующий ассортимент — это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции. Товары сопутствующего ассортимента — в обувном магазине средства по уходу за обувью. В основном, к сопутствующим относят товары импульсивного спроса. Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей. По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий потребности покупателей. Рациональные товары обеспечивают максимальное качество жизни. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей.

Оптимальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий потребности с максимально полезным эффектом для потребителя. Затраты на проектирование, производство и доведение товаров до потребителей должны минимальны. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

По характеру потребности. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в торговой организации.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным признакам. Он предназначен для достижения определенных целей — изучения товаров.

В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.

К товарам повседневного спроса относятся хлеб, сахар, молоко и др. Эти товары являются предметами первой необходимости.

Товарами периодического спроса называются преимущественно промышленные товары — одежда, обувь, головные уборы, посуда и другие, покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением эпизодически. К ним относят мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.

Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания. Более правильно разместить и построить торговую сеть.

В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса. Сезонность вызывается либо условиями производства, либо особенностями потребления товаров.

Оценка, контроль, качества товара. Оценка качества товара по существу — это установление соответствия товара общественным потребностям. Существует некоторая иерархическая связь между оценкой уровня качества, оценкой качества и контролем качества.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.

Оценка качества — это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества привлекается большее количество показателей качества.

Оценка качества любого объекта выполняется по следующей схеме: четкая постановка цели оценки; выбор номенклатуры показателей; выбор методов оценки соответствующих показателей качества; установление норм и требований к показателям, по которым должно оцениваться качество; сравнение фактических показателей качества продукции с установленными нормами (базовыми показателями).

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием оценки качества товара.

Контроль качества — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования, предъявляемые к показателям качества, определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», Основные и Особые условия поставки и пр.

Контроль качества в зависимости от этапа жизненного цикла товара, также как и испытания, осуществляется на стадии производства (производственный контроль) и на стадии эксплуатации (эксплуатационный контроль).

По срокам проведения контроль делится на непрерывный, периодический и летучий. При непрерывном контроле информация о контролируемых параметрах поступает постоянно. Он нужен при нестабильном технологическом процессе производства, при частых сменах рецептуры, при влиянии многих случайных факторов на контролируемые параметры и пр. При периодическом контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит через определенные интервалы времени. Летучий контроль проводится в случайное время. Эффективность летучего контроля обусловливается его внезапностью, правила обеспечения которой должны быть специально разработаны. Летучий контроль выполняется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.

Важной частью коммерческой работы является организация учета поставки и контроль за закупками. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям стандартов на продукцию.

Операции, выполняемые в процессе приемки продукции:

  • 1. Проверка сопроводительной документации. При приходе транспортных на склад проверяют наличие сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия, удостоверение о качестве) и их содержание на предмет соответствия условиям договора (контракта) (количество, ассортимент, упаковка). Если основные товарно-сопроводительные документы отсутствуют, то составляется акт о фактическом наличии продукции.
  • 2. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки. Следует проверить наличие на транспортных средствах пломб, их исправность, состояние транспортного средства или тары. В случае нарушения целостности контейнера или условий транспортировки (к примеру, температуры в рефрижераторе), необходимо сделать пометку в товарно-транспортной накладной или составить акт. Рекомендуется фотографировать явные нарушения целостности упаковки. Сделанные фотографии оказывают большое влияние на поставщика при разрешении споров.
  • 3. Разгрузка транспортных средств. В процессе разгрузки одновременно проводят подсчет количества поступившего товара. Подсчет необходимо вести в единицах, указанных в сопроводительной документации.
  • 4. Проверка количества поступившего товара. При необходимости проверку количества проводят в каждом грузовом месте. При обнаружении недостачи составляют акт, в котором указывают: номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего товара, его общую стоимость, предполагаемую причину недостачи, инициалы и должность, лиц, участвующих в приемке, дату составления акта.
  • 5. Приемка продукции по качеству и комплектности. При обнаружении несоответствия качества поступившей партии товаров, необходимо приостановить приемку и составить акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов. После этого получатель уведомляет поставщика об обнаружении дефектных товаров. Дальнейшая приемка может проводиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом или в одностороннем порядке. Уведомление поставщика лучше сделать с помощью телеграммы, так как это является прямым доказательством уведомления (в отличие от уведомления по телефону) или с использованием электронной почты, но письмо должно быть подписано электронно-цифровой подписью. Акт вместе с претензией направляется поставщику.
  • 6. Скрытые недостатки продукции. Скрытые недостатки продукции могут проявляться в результате использования товара. Скрытыми признаются такие недостатки, которые не могут быть обнаружены при обычной проверке и которые выявлены в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения на складе. В связи с этим склады предприятий имеют право актировать скрытые недостатки, обнаруженные в течение 4 месяцев после получения товаров. Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя.

После завершения всех операций, связанных непосредственно с приемкой продукции, оформляют товар на хранение с занесением всей необходимой информации в информационную систему предприятия.

Отсутствие должного контроля качества закупаемых материалов может привести к следующим издержкам:

  • 1. Дополнительные затраты, связанные с возвратом бракованной продукции.
  • 2. Разбраковка — снижение сорта продукции.
  • 3. Остановка производства или продаж — вся партия недоброкачественная.
  • 4. Судебные иски и разбирательства.
  • 5. Потеря имиджа и клиентов.

Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.

При нарушении условий поставок потерпевшая сторона предъявляет другой стороне претензию. Претензия — это письменное требование о добровольном устранении нарушений условий договора. Претензии направляются поставщикам заказными либо ценными письмами или могут быть вручены под расписку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой