Новые формы литературного творчества XVII века
Полный социальными конфликтами век вызвал к жизни демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Наиболее широко были распространены разнообразные пародии на судопроизводство. Осуждалось падение нравов в городской среде и государственная монополия… Читать ещё >
Новые формы литературного творчества XVII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Полный социальными конфликтами век вызвал к жизни демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Наиболее широко были распространены разнообразные пародии на судопроизводство. Осуждалось падение нравов в городской среде и государственная монополия на виноторговлю, ставшая государственной системой спаивания и разорения народа. XIV—XVII вв. — это время складывание великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределение и реформация русской церкви. В эти века окончательно формируется «слободской» тип русского города и полукрестьянский тип культуры городских слоев населения.
Религиозная реформа патриарха Никона
Реформация русской церкви, проведенная патриархом Никоном, привела к церковному расколу. Необходимость пересмотра всех церковных образов и приведение их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке, а разночтение в русских и греческих церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам. За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл. Раскольники были истинными глубоковерующими, переживали закат Древней Руси как национальную и личную катастрофу, не понимали, чем плох освященный временем старинный уклад, какая надобность в коренной ломке жизни огромной страны, с честью вышедшей из испытаний смуты и крепнувшей год от года. За полемикой, ограниченной такими рамками, обозначились очертания главного спора тогдашней эпохи — спора об исторической правде. Историко-социологический анализ позволяет согласиться с идеологами старообрядчества в том, что православная церковь XVII—XIX вв. — никонианская — отождествляла себя с иерархией, в то время как церковь, лидера старообрядчества Аввакума, стремилась к отождествлению себя с массой верующих. Возвращаясь к первоначальному христианству, старообрядчество обращает внимание на равенство людей перед Богом и их богоподобие: все люди «светики», т. е. носители божественного света — души. Протопоп Аввакум рассматривал человека как живой храм, в котором царствует Христос.
Последствия Раскола
Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожидание антихриста. Люди бежали в леса, горы и пустыни, образовывая раскольничьи скиты. В то же время трагедия повлекла за собой необычайный подъем, жертвенность, готовность перетерпеть все за веру и убеждение. Иногда раскольников оценивают как консерваторов, фанатиков. Такая однозначность вряд ли верна. Например, по некоторым аспектам протопоп Аввакум оказался большим новатором, чем его противники. Со временем старовер выделился в особый тип русского человека, с культом труда, который иногда сравнивают с протестантской трудовой этикой на Западе. В своей общественной жизни раскольники взяли за основу институт земства с его практикой советов, сходов, выборного самоуправления, сохраняя, таким образом, демократические традиции народа.