Введение.
Искусство как культурный феномен
В повседневном употреблении понятия «искусство» и «культура» тождественны. Однако понятие «культура» гораздо объемнее, чем понятие «искусство». Оно включает всю система искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы… Читать ещё >
Введение. Искусство как культурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В повседневном употреблении понятия «искусство» и «культура» тождественны. Однако понятие «культура» гораздо объемнее, чем понятие «искусство». Оно включает всю система искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т. д.
Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины — искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 — 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания. Однако, первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота мы находим и в древнейших восточных трактатах «Веды», «Авеста», и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика — это «наука о чувственности вообще». Другое понимание эстетики, как философии искусства, в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем.
В ХХ веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.
Специфика культурологического анализа искусства — в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.
Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).
Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной — в науке, интуитивной — в религии). В-четвертых, в искусстве — проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).