Элитарное искусство и массовая культура
Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); включать предмет в неожиданный смысловой контекст, делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом… Читать ещё >
Элитарное искусство и массовая культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
3. В искусстве можно выделить два уровня — высокое (элитарное) искусство и массовую культуру. Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества, создается ее представителями или по ее заказу профессиональными деятелями. Она характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, новаторством. Элитарное искусство включает изящное искусство, серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, фильмы Феллини, Тарковского, картины Пикассо, Дали, книги Кафки, Воннегута, музыку Малера, Шнитке. Она опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей: высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, искусствоведы, завсегдатаи музеев, меломаны, театралы, художники, музыканты и др.). Коммерческая выгода для создателей элитарного искусства — не главное. При этом возможно появление таких произведений, которые могут стать популярными и принести своим создателям немалый доход. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной II; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е годы).
Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); включать предмет в неожиданный смысловой контекст, делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.
Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в ХХ в. очень часто происходил их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру, представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе рекламного.
Одним из наиболее ярких духовных отцов элитарной идеи в развитии культуры был выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше (1844 — 1900) с его концепцией «сверхчеловека» .