Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формы и методы работы детских библиотек

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние… Читать ещё >

Формы и методы работы детских библиотек (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуальные и групповые методы работы

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки.

Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может.

И вот уже термин «пропаганда» книги сменяется «популяризацией», а «воспитание культуры чтения» — «привитием информационной культуры». Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая из библиотек, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.

Сегодня «модным» стало определять «миссию» организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии «миссия», то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань «моде», не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Он понимал, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Нужно не допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации — стремление к знаниям, чтению. А читающая нация — это, прежде всего, читающие дети. Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только, источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации.

Это, и многое другое, дало основание определить приоритетные направления деятельности библиотеки в настоящее время, а именно:

  • — Информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях, создание условий для применения маркетинга образования;
  • — Предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;
  • — Работа с молодой семьей в рамках комплексной программы «Будущая мама самая обаятельная и привлекательная», информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;
  • — Внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;
  • — Содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных «зон» и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;
  • — Организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Эффективность внедрения всех этих направлений, зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Сегодня чтение молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

Это получило документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.

Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.

Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.

В детской библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека — социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства — одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства — творчество.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети согласно Конвенции ООН о правах ребенка нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА) указывает на необходимость предоставления детям своей территории, квалифицированной помощи со стороны подготовленных взрослых.

Основная цель детских библиотек — формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

  • — Развитие и содействие саморазвитию ребенка;
  • — Создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
  • — Воспитание творческих способностей ребенка;
  • — Пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
  • — Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
  • — Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • — Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;
  • — Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • — Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
  • — Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
  • — Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;
  • — Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библиои арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности. Наиболее полно эти потребности сформулировали американские библиотекари [57,с.69]. С небольшими изменениями их можно принять за основу работы в российских детских библиотеках.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности — эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т. д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой — взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

Спросите у кого угодно, что такое библиотека, и в ответ услышите: хранилище книг. Так вот, мнение это сильно устарело. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии — создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [52,с. 22].

Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека?

Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно детей. Как помочь найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у ребенка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения [61, с. 43].

В практике работы библиотек используется методы индивидуального и массового руководства чтения и их формы.

В основе индивидуального метода — учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение детей.

В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.

Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке — беседа.

Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес, к ней создавая соответствующую установку для ее восприятия.

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня развития. Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать. Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос. Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему. Выяснив, почему подросток интересуется этой темой, что уже прочитано им библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее.

Даже, когда читатель спрашивает конкретную книгу, это не означает, что рекомендательная беседа не уместна. Опыт работы с подростками и знанием подсказывают библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книги надо обратить внимание читателя.

При удовлетворении конкретного спроса подростка библиотекарь рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.

Внимание требует читательский опрос «чего-нибудь новенького», характерный для старших школьников, читающих очень много. Погоня за новеньким не редко может быть показателем «престижности чтения», «моды» на определенные книги. Задача библиотекаря — повышать качество чтения. Один из путей ее решения — побудить юношей к перечитыванию лучших классических литературных произведений.

Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например, научно художественное произведение нужно рекомендовать так чтобы возникла связь между содержанием книги и тем, что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные «что», «как», и «почему». Во время рекомендательной беседы по научно — художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.

Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя. Возникает эффект «узнавания», что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания.

Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает «что-нибудь такое же». Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.

Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития.

При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу. Индивидуальные беседы о прочитанном так же, как и рекомендательные беседы, как правило, происходят на абонементе у книжных полок.

В беседе со старшими школьниками нужно избежать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы может подсказать заглавие книги. «Удачно ей, по-твоему, названа книга?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям.

Беседа о прочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована библиотекарем, он во время беседы определяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.

Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читатель во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий «слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросы библиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читатель учится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает, где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к изображаемому, глубинный смысл произведения.

Консультация — это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении с юношами, учащимся 10−11 классов.

Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий [46].

Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы.

Библиотекарь стремится углубить чтение подростка, зародить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научнопознавательную литературу.

Важная задача консультации — указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания.

Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие.

Создание установки в чтении — психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию — одна из важнейших целей консультации.

Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие.

Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю.

Результаты индивидуального руководства чтением, каким бы систематическим и квалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно, качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно [7, с. 100—101].

Таким образом, индивидуальное руководство чтением школьников требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой