Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Общественное сознание в России XVIII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея неограниченной власти в тот период все еще опиралась на традиционное понимание ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора», выработанные ранне-буржуазной политической мыслью XVII — начала XVIII в… Читать ещё >

Общественное сознание в России XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XVIII в. выдвинула ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. Росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований и общественного прогресса. Также необходимо отметить, что «интересы основной массы дворянства полностью совпадали с политической программой абсолютизма».

Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших его идеологов был Феофан Прокопович (1681−1736), теоретически обосновавший право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной («Правда воли монаршей», 1722; «Духовный регламент», 1721). Прокопович разъяснял основы гражданского и церковного права, а также престолонаследия. Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника, вопреки традициям перехода престола к старшему сыну (этот указ был отменен императором Павлом I в 1797 г.).

Идея неограниченной власти в тот период все еще опиралась на традиционное понимание ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора», выработанные ранне-буржуазной политической мыслью XVII — начала XVIII в. В общественном сознании утверждалось представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способной обеспечить «благо» всех подданных.

Концепция «общественного блага» понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Служба, прежде всего дворянства, становилась не только обязанностью, но и долгом гражданина и подданного государя.

Идеи русских философов XVIII в. в значительной степени отставали от идей западноевропейской философии XVII—XVIII вв., но для России того времени они явились новыми, прогрессивными и передовыми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой