Главная цель и основные задачи информатизации образования
Поворот к более широкому пониманию информатизации образования стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково «предрасположены» к различным компонентам информатизации образования. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы… Читать ещё >
Главная цель и основные задачи информатизации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главными направлениями формирования перспективной системы образования, по мнению Велихова Е. П., являются следующие:
- · фундаментализация образования на всех его уровнях и существенно более широкое развитие системы высшей школы, основу которой должны составлять крупные университеты;
- · реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия уже формирующегося в передовых странах мира информационного общества;
- · широкое внедрение методов инновационного и развивающегося образования, ориентированного на раскрытие творческого потенциала личности;
- · повышение доступности качественного образования для широких слоев населения путем развития систем дистанционного обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий [3, с.45−47].
Развитие глобального процесса информатизации общества, который сегодня уже охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности. Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что XXI век будет веком информации и научных знаний. Все это ставит перед системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Это, в свою очередь, требует и принципиально новых подходов к проблеме информатизации образования, которая становится стратегически важным направлением развития системы образования, фундаментальной научной проблемой [7, с.23].
Информатизация образования в широком смысле — это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах (компьютеризация обучения) [18, с.375].
В СССР термин «информатизация образования» в середине 80-х гг. ХХ в. употреблялся в узком смысле. В 1988 году группой учёных под руководством академика Ершова А. П. была разработана первая отечественная концепция информатизации образования, в которой выделен ряд направлений:
- · формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека;
- · обучение профессиональному использованию НИТ;
- · развитие содержания и методов обучения на основе НИТ;
- · использование НИТ в качестве орудий труда;
- · НИТ и специальная педагогика;
- · досуговое применение ЭВМ;
- · ЭВМ в управлении образованием.
Были намечены основные этапы информатизации образования:
- · первоначальное ознакомление выпускников средних и высших учебных заведений и педагогов с возможностями ЭВМ;
- · развёртывание комплекса исследований форм и методов использования ЭВМ в учебном процессе;
- · отработка организационных и технических вопросов создания педагогических программных средств и др.;
- · в 90-х гг. — широкое распространение форм творческой работы учителей и учащихся с использованием вычислительной техники;
- · организация массового эксперимента по применению ЭВМ в обучении, создание систем компьютерной связи между учреждениями образования и др.
В дальнейшем предполагался массовый переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием вычислительной техники на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; создание интегрированной компьютерной системы управления учреждениями образования и др. Концепция зафиксировала сложившийся к концу 80-х гг. уровень представлений о процессе информатизации образования, компьютеризации обучения и информационно-технологических и организационных аспектах, оставив в стороне психологические, социальные и др. [14].
В 1990 была создана уточнённая концепция информатизации образования (Б.Е.Алгинин, Б. Г. Киселёв, С. К. Ландо, И. С. Орешков, В. В. Рубцов, Б. Г. Семянинов, А. Ю. Уваров, Д. С. Черешнин и др.), отражавшая более общее понимание процесса информатизации образования, его связь с информатизацией общества.
Выделялись перспективные для целей образования компоненты НИТ: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), оперативной полиграфии, системы интерактивного видео и др. Авторы иначе трактовали и ближайшие этапы информатизации образования, не уточняя их временных границ: массовое освоение новых информационных технологий, развёртывание исследовательской работы по их педагогическому внедрению; активное освоение и фрагментарное введение средств НИТ и на их основе — новых методов и организационных форм учебной работы в традиционные учебные дисциплины; изменение структуры содержания образования на всех его ступенях и методического аппарата обучения на основе НИТ. Предусматривались несколько направлений изменения содержания образования, разработка качественно новой модели подготовки члена «информационного общества» — развитие способностей к коммуникации, творческой деятельности и др. [13].
Поворот к более широкому пониманию информатизации образования стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково «предрасположены» к различным компонентам информатизации образования. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы управления учебными заведениями, информационно-педагогическая служба (библиотеки, медиатеки), педагогические и медицинские службы. Интенсивное включение аудиовизуальных средств в процесс обучения более успешно проходит в рамках предметов гуманитарного цикла и биологии. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство возможного облегчения работы с педагогической документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой [18, с.375].
Сегодня главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества XXI века.
Для достижения главной цели, по мнению Жихарского В. В., необходимо решение следующих основных задач информатизации образования:
- 1. Учащиеся общеобразовательных школ должны получать базовые знания и навыки в области использования информационных технологий в быту, общественной жизни и при обучении, в том числе следующие:
- · базовые знания по составу и структуре информационных технологий;
базовые знания о месте и значение информационных технологий в различных областях человеческой деятельности;
- · ввод информации в компьютер с использованием современных средств, умение работать с введенным текстом (аналогия с умением писать и готовить письменные тексты);
- · работа с загруженным текстом — поиск фрагментов, быстрое передвижение внутри текста (аналогия работы с книгой);
- · поиск, загрузка, выгрузка и пересылка конкретных текстов, работа с базами данных (аналогия работы в библиотеке);
- · то же, что выше — в телекоммуникационной сети;
- · умение пользоваться компьютером для вычислений и решения арифметических задач;
- · навыки по созданию стандартных сообщений (заполнение бланков документов), их адресация и контроль доставки;
- · умение планировать и создавать собственное рабочее место (АРМ) для повседневной деятельности.
Эти же знания и навыки необходимо давать при повышении квалификации (аналогия ликвидации безграмотности). Данная задача должна решаться при получении начального образования.
- 2. При получении среднего образования навыки в использовании информационных технологий, полученные при начальном образовании, должны развиваться и закрепляться за счет максимального использования ИТ при преподавании других предметов. Учащийся, получивший среднее образование, должен свободно владеть вышеперечисленными навыками (по аналогии с умением писать, читать и т. п.). Другими словами, учащийся со средним образованием не должен «замечать», выполняя определенную работу с использованием ИТ, что он «пишет или читает».
- 3. Основных задач информатизации в высшем и среднем профессиональных образованиях две:
- 3.1. ИТ должны максимально использоваться в процессе обучения с целью повышения его эффективности, доступности и качества. При этом эффективность и доступность повышается за счет того, что:
- · применение ИТ позволяет экономить такие ресурсы, как учебные помещения и пособия, время преподавателей, обеспечение жизнедеятельности учебных заведений и др.;
- · наиболее передовые методы и технологии легко тиражируются и делаются доступными для любого обучаемого, который имеет доступ к автоматическому рабочему месту; и др.
Качество обучения повышается за счет того, что:
- · обучаемый больше не «привязан» в планировании своих занятий к группе, потоку и т. д., а может следовать при обучении собственным способностям и возможностям;
- · обучаемый имеет возможность доступа к различным методам усвоения предмета и выбрать для себя наиболее подходящий;
- · ИТ позволяют увеличить или уменьшить интенсивность обучения на отдельных этапах и проводить самоконтроль.
- 3.2. При получении профессионального образования обучаемые должны получать специальные знания и навыки по использованию ИТ в предметной области их будущей профессиональной деятельности.
Эти же две задачи являются основными и для послевузовского образования [4, с.112−116].
Как показывают отечественный и зарубежный опыт, а также результаты теоретических и практико-ориентированных исследований, реализация возможностей современных информационных технологий влечет за собой расширение спектра видов учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучаемых предметных областей, интеграцию тем или учебных предметов. Это обуславливает необходимость изменения критериев отбора содержания учебного материала — они основываются на необходимости интенсификации процессов интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося, формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять «микрооткрытия» в изучаемой предметной области [17, с.10].
Разрешение упомянутых выше проблем определяет необходимость проведения научных исследований в области разработки следующих перспективных направлений:
- · теоретические основы развития образовательных систем на базе современных технологий информационного взаимодействия («виртуальная реальность», телекоммуникационная связь);
- · разработка психолого-педагогических и физиолого-гигиенических аспектов процесса информатизации образования;
- · развитие методической системы обучения информатике;
- · подготовка педагогических и научных кадров к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования;
- · автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления учебно-воспитательным процессом.
Успешная реализация названных направлений научных исследований обуславливает развитие новых и совершенствование существующих педагогических технологий, инициирует развитие личности обучающегося, способствует развитию образовательного процесса [17, с.11−12].
Итак, информатизация образования как одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества предполагает реализацию возможностей современных информационных технологий, с целью внедрения в практику образования психолого-педагогических разработок, направленных на развитие личности ученика, интенсификацию и интеллектуализацию учебной деятельности, приобщение к современным методам обработки и передачи информации.