Разработка методических основ тактической подготовки юных баскетболистов
В результате исследований получили данные объёма эффективности технико — тактической подготовки юных баскетболистов, что позволяет дополнить информацию о подготовленности баскетболистов в атакующих действиях. Выяснили, какое влияние оказывают на эффективность развития технического арсенала посредством тактических способов на уровень подготовки юных баскетболистов. Рекомендована методика… Читать ещё >
Разработка методических основ тактической подготовки юных баскетболистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разработка методических основ тактической подготовки юных баскетболистов
В настоящее время в Узбекистане благодаря постоянной поддержке со стороны Президента Республики И. Каримова приоритетное направление приобрели физическая культура и спорт. Свидетельством этому является принятый «Закон о физической культуре и спорте» (2000г.), а также ряд правительственных постановлений о развитии физической культуры и спорта.
За годы независимости под руководством Президента Ислама Каримова в Узбекистане созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта, особенно детского и юношеского. Так как именно с маленьких завоеваний наших детей начинается дорога к достижениям в большом спорте. Именно развитие детского спорта является гарантом будущих побед, основой приумножения славы Узбекистана на международной арене.
Президент Узбекистана Ислам Каримов, проявляя заботу о молодом поколении, сказал, что наши дети должны, они просто обязаны быть лучше нас! В настоящее время наше государство, во главе с нашим президентом уделяет огромное внимание становлению гармонично развитой личности. Построено множество спортивных объектов для молодого поколения.
Сейчас в Узбекистане разработана новая система воспитания физически и духовно развитой молодежи. Наложено проведение среди учащихся школ соревнований «Умид нихоллари», среди учащихся лицеев и колледжей «Баркамол авлод», среди студентов высших учебных заведений «Универсиад».
Узбекистан считается одним из государств с самым молодым населением. Средний возраст нашего народа составляет 24 года, почти 60% населения страны — это молодые люди до 28 лет. В частности, число детей до 6лет составляет 3.5миллионов школьников от 7 до 14лет почти 5миллионов человек. Проводятся различные спортивные игры среди детей, подростков и тренеров, такие как спортивные игры «Веселые старты» состязания по национальному курашу на кубок фонда «Соглом авлод учун», соревнование по художественной гимнастике, международные теннисные турниры, соревнования по боксу на кубок «Камолот», по теннису — «Камолот-тур», Военно-спортивные игры «Шункорлар», состязания среди махалиннских детей — «Будущие футболисты», «Мы — потомки Алпомыша». В результате таких усилий и действий наши спортсмены добиваются больших успехов в престижных соревнованиях страны и на международных спортивных аренах.
Подготовка юных баскетболистов в нашей стране осуществляется в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. В школах проводится внеклассная спортивная работа, которая осуществляется в спортивных секциях. Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.
Современный баскетбол характеризуется техническими действиями, требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий в условиях дефицита времени. Анализ тенденций развития баскетбола в Мире свидетельствует о повышении тактических действий, высокого уровня технической подготовленности. Усиление конкуренции на международной арене свидетельствует о необходимости повышения эффективности тренировочного процесса в подготовке баскетболистов Узбекистана, за счет оптимального использования научно-обоснованных средств и методов спортивной тренировки, в целях дальнейшего достижения успехов.
Требования к современному баскетболу предусматривают значительное увеличение количества тактических действий, которые возможны лишь на основе повышения функциональных возможностей и технико-тактической подготовленности баскетболистов. Успешное выступление баскетболистов в соревнованиях зависит от уровня тактической подготовленности баскетболистов. Отличительной особенностью современного баскетбола являются тактические действия при выполнении технических приёмов. Повышение уровня развития современной борьбы в баскетболе тесно связано с совершенствованием методически правильных подходов к повышению способов тактической подготовки. Способы тактической подготовки — разведка, обман и двойной обман, введение комбинаций при имеющихся преимуществах играют большую роль перед выполнением технического приёма.
В системе баскетбола учитывается фактор невозможности быть первым, и поэтому его девизом является процесс овладения интересными и полезными для жизни двигательными умениями, навыками для формирования здорового тела и духа.
В теории и методике баскетбола имеется множество исследовательских работ, где рассматриваются вопросы совершенствования технико-тактических действий, физической, психологической и теоретической подготовки, а также функциональных возможностей игроков разного амплуа в баскетболе. Из анализа научной литературы и опыта спортивной практики следует, что в число решающих факторов успешного выступления баскетболистов входит и играет важную роль тактическая подготовка баскетболистов. Однако вопросы касающиеся разработку методических основ тактической подготовки баскетболистов в настоящее время мало изучены и остаются проблематичными.
В связи с этим возникает необходимость оптимизации тренировочного процесса за счет поиска новых, более рациональных путей решения данной проблемы, что и определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: Целью нашей статьи явилось — исследование и разработка методики тактической подготовки юных баскетболистов и достижение высоких результатов в соревновательной деятельности.
Объектом исследования в нашей работе явилось изучение учебно-тренировочного процесса, в частности тактической подготовки юных баскетболистов.
В процессе исследований изучен объём владения техническим арсеналом и изучалась эффективность применения их в тактической подготовке юных баскетболистов. Определён уровень владения тактической подготовкой при выполнении технических элементов, выявлено влияние отдельных условий деятельности на показатель выполнения технических приемов в баскетболе. 18,19].
В результате исследований получили данные объёма эффективности технико — тактической подготовки юных баскетболистов, что позволяет дополнить информацию о подготовленности баскетболистов в атакующих действиях. Выяснили, какое влияние оказывают на эффективность развития технического арсенала посредством тактических способов на уровень подготовки юных баскетболистов. Рекомендована методика совершенствования тактической подготовки юных баскетболистов, эффективность, которой доказана в педагогическом эксперименте.
Эксперимент содержит 6 экспериментальных тестов: 1. Бросок мяча из-под кольца после тактической комбинации № 1; 2. Бросок мяча со средней дистанции после тактической комбинации № 2; 3. Бросок мяча с дальней дистанции после тактической комбинации № 3; 4. Передачи мяча на скорости в течение 20 сек (кол-во); 5. Ведение мяча на скорости (4×10)сек; 6. Сочетание технических элементов (ведение — передачи — бросок). [19].
С целью получения количественной оценки тактической подготовленности по результатам тестирования и педагогических наблюдений был проведен корреляционный анализ, данные которого представлены в таблице № 1.
В педагогическом эксперименте по всем показателям в отличии от контрольной группы лучшие результаты показала экспериментальная группа.
У контрольной группы мы обнаружили следующие изменения: По 1-му тесту — в начале было 22,2±2,4, в конце 23,0±2,3. По 2-му тесту — в начале было 23,6±2,6, в конце 24,1±2,4. По 3-му тесту — в начале было 21,6±3,3, в конце 22,2±3,0. По 4-му тесту — в начале было 22,8±2,8, в конце 23,3±2,8. По 5-му тесту — в начале было 21,6±2,6, в конце 22,3±2,8. По 6-му тесту — в начале было 21,1±3,3, в конце 21,9±2,8.
У экспериментальной группы мы обнаружили следующие изменения: По 1-му тесту — в начале было 22,3±2,6, в конце 25,4±2,4. По 2-му тесту — в начале было 23,5±2,9, в конце 25,6±2,2. По 3-му тесту — в начале было 21,7±3,2, в конце 23,5±3,3. По 4-му тесту — в начале было 22,9±2,7, в конце 23,8±2,3. По 5-му тесту — в начале было 21,4±2,4, в конце 23,2±2,7. По 6-му тесту — в начале было 22,6±3,2, в конце 24,3±3,1.
Таблица № 1. Сравнительный статистический анализ средних показателей в начале и в конце педагогического эксперимента (n-20).
Показатели комбинационных действий. | Экспериментальная группа. | Уровень значимости. | Контрольная группа. | Уровень значимости. | |||
Эксперимент. | Эксперимент. | ||||||
№ тестов. | До. | После. | До. | После. | |||
1. | 22,3±2,6. | 25,4±2,4. | P>0,05. | 22,2±2,4. | 23,0±2,3. | P>0,05. | |
2. | 23,5±2,9. | 25,6±2,2. | P>0,05. | 23,6±2,6. | 24,1±2,4. | P>0,05. | |
3. | 21,7±3,2. | 23,5±3,3. | P<0,01. | 21,6±3,3. | 22,2±3,0. | P<0,01. | |
4. | 22,9±2,7. | 23,8±2,3. | P<0,01. | 22,8±2,8. | 23,3±2,8. | P<0,01. | |
5. | 21,4±2,4. | 23,2±2,7. | P>0,05. | 21,6±2,6. | 22,3±2,8. | P>0,05. | |
6. | 22,6±3,2. | 24,3±3,1. | P<0,01. | 21,1±3,3. | 21,9±2,8. | P<0,01. | |
В экспериментальной группе по всем параметрам произошли некоторые изменения, а достоверно статистические различия наблюдали в трех из 6 показателей, что составило (50%), при этом, показатели 3-го, 4-го и 6-го теста имели высокие достоверно статистические различия при уровне значимости P<0,01. Отрицательная корреляционная взаимосвязь наблюдается между следующими показателями: между параметрами 1-го, 2-го и 5-го слабая статистическая взаимосвязь (Р<0,05).
Наши педагогические наблюдения, проведенные в опытных группах показали, что отдельные показатели, характеризующие физические возможности юных баскетболистов улучшились. Однако достоверно статистических различий мы не наблюдали, как у контрольной группы, так и у экспериментальной группы.
В результате проведенного эксперимента выявлено, что систематическое использование упражнений разработанных нами направленных на улучшения тактической подготовки, способствовало также улучшению технических показателей баскетболистов, процент ошибок при выполнении бросков в среднем снизился на 22,3%, а в целом по группе на 19,7%.
Выводы. Баскетболисты 13−14 лет (этап начальной специализации) уже подготовлены к сбору информации о соперниках по заданию тренера-преподавателя (по наблюдениям отработки техники в разминке, по анализу противоборства с соперником). В этом возрасте у баскетболистов в начальной стадии формирования находится умение оценивать обстановку и прогнозировать возможные ситуации, возникающие в ходе соревнований[11, 25].
У баскетболистов совершенствуется применение техники и тактики в условиях соревновательных поединков. Обращается внимание на распределение сил на все поединки соревнований. Важный аспект тактики — подготовка к поединку (разминка, эмоциональный настрой).
На этапе начальной специализации необходимо совершенствовать активные действия, реализуемые баскетболистами в игре. По мере накопления технического арсенала в соревнованиях необходимо опробовать защитные и контратакующие действия. У баскетболистов 13−14 лет необходимо формировать умения применять в поединке различные виды тактики.
Тактический план поединка с известным противником составляется по следующим пунктам:
- а) сбор информации (наблюдение, опрос);
- б) оценка обстановки — сравнение своих возможностей с возможностями противника (физические качества, волевые качества, индивидуальный стиль ведения противоборства, эффективные приемы); изучение условий проведения поединка (зал, зрители, судьи, масштаб соревнований);
- в) цель поединка — победить (с конкретным счетом), не дать победить противнику.
Тактика проведения технических действий включает: однонаправленные комбинации; самостоятельное составление комбинаций из известных бросков; разнонаправленные комбинации [10,14].
Заключение
- 1. Аналитический обзор научно-методической литературы показал, что в настоящее время в литературных источниках содержится много источников об тактической подготовке квалифицированных баскетболистов. Однако на сегодняшний день отсутствуют целенаправленно разработанные методические основы по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, способствующие эффективному развитию тактики, а также способствующих повышению уровня тактических способов.
- 2. В результате проведенного исследования нами выявлено, что к концу педагогического эксперимента, уровень тактической подготовленности повысился контрольной и экспериментальной группах, однако, экспериментальная группа тренирующаяся, по разработанной нами методике показала наиболее высокие результаты. Таким образом, проведенный статистический анализ, полученного в педагогическом эксперименте, свидетельствует о преимуществе разработанной нами методике развития комбинационных действий и тактических способов, с применением специально подобранных упражнений. Результаты проведенных исследований, перечисленные, выше также раскрывают, эффективность разработанной методики тактической подготовленности дзюдоистов, в основе которой содержатся применение последовательную подготовительного тактического действия.
- 3. Использование разработанной методики тактической подготовки, способствующей, развитию технического арсенала посредством тактических способов позволяет эффективно и целенаправленно управлять учебно-тренировочным процессом, а также положительно влияет на соревновательную деятельность квалифицированных баскетболистов.
- 1. Каримов И. А. Узбекистан — национальная независимость: экономика, политика, идеология. — Т.: Ўзбекистон, 1992. — 76 с.
- 2. Каримов И. А. Современные кадры — важный фактор прогресса // Т.6. — Т.: Ўзбекистон, 1998. — С. 245−250.
- 3. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистан // Т.6. — Т.: Ўзбекистон, 1998. — С. 305−327.
- 4. Каримов И. А. Доклад Президента республики Узбекистан на очередном заседании Попечительского совета Фонда развития детского спорта Узбекистана от 28 января 2014 года. Народное слово. Т. 29.01.2014 г.
- 5. Айрапетянц Л. Р. Методологические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх. Автореф. дис. … доктора педагогических наук. — М., 1992. — 42 с.
- 6. Айрапетьянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры (техника, тактика тренировка). — Ташкент: Изд-во Ибн-Сины, 1991. — 156 с.
- 7. Анискина С. Н. Методика обучения тактики игры в баскетбол: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. -М., 1991. -38 с.
- 8. Бондарь А. И. Ошибки и индивидуальные особенности техники бросков в баскетболе // Индивидуализация учебного процесса физического воспитания дошкольников, учащихся, студентов: Тез. докл. и выступл на респ. науч. — практ. конференции. — Мн., 1990. — с. 3 — 37.
- 9. Букин Ю. Д., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1993. — 52 с.
- 10. Гомельский А. Я. Библия баскетбола. М.: Наука, 1994. — 215 с.
- 11. Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. — М.: Гранд — Фаир, 2002. — 205 с.
- 12. Железняк Ю. Д., Портков Ю. М. Спортивные игры. Техника, практика и методика обучения. — М.: ACADEMIA, 2002. — 283 с.
- 13. Железняк Ю. Д., Портков Ю. М. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. — М.: ACADEMIA, 2004. — 430 с.
- 14. Ермаков В. А. Обучение технике игры в баскетбол: Методические рекомендации для студентов ИФК. — Тула, 1992 — 27 с.
- 15. Костикова О. В. Система подготовки баскетболистов на занятиях по баскетболу (учебно-методическое пособие). Наманган: НамГУ, 2011 г.-35 с.
- 16. Костикова О. В. Баскетбол для всех (учебно-методическое пособие). Наманган: НамГУ, 2011 г.-84с — c. 29, 34
- 17. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 118 с.
- 18. Лаврова Л. Г. Основы разминки в баскетболе: Учебное пособие. — Минск: БГПА, 1997. — 73 с.
- 19. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
- 20. Максименко О. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. Луганск, 2000. — 205с.
- 21. Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий. — Теория и практика физической культуры. М., 2003. № 5. 9−12 стр.
- 22. Яхонтов Е. Р. Общая характеристика игры в баскетбол: — Санкт — Петербург: ГИФК, 1993. -26 с.