Особенности развития туризма в Казахстане
Успешное развитие индустрии туризма невозможно без наличия высококачественной и развитой транспортной системы. Исходя из того, что приоритетным направлением является въездной туризм, воздушный транспорт, как основной вид транспорта въездного туризма, будет играть важнейшую роль. Президент РК в своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» отмечает, что в преддверии ЭКСПО-2017 необходимо… Читать ещё >
Особенности развития туризма в Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В период с 6 апреля 2015 по 23 апреля 2015, я проходила преддипломную практику в туристской фирме «Меридиан».
Не смотря на то, что туристский бизнес развивается в нашей стране, все-таки существует множество проблем, связанных с его развитием.
В Казахстане туризм — развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу.
Вплоть до настоящего времени значимость туристской отрасли в экономике страны не имела реальной финансовой поддержки.
Следовательно, недостаточное внимание к отрасли со стороны государственных структур, выражающееся, в первую очередь, в том, что для туристской индустрии не созданы реальные приоритетные экономические и правовые условия развития, объясняется не отсутствием желания развивать туристскую отрасль, а историческими, экономическими и прочими объективными причинами.
На состояние туристской деятельности в республике оказывает влияние низкий уровень развития туристской инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, туристские базы, дороги, автотранспорт, туристские маршруты). В настоящее время вместимость в гостиницах, турбазах, кемпингах и других объектах размещения в республике составляет 35% загрузки.
Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах зарубежным посетителям является отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная база изношена на 80%, часть гостиниц находится в упадочном состоянии и на грани банкротства, так как были построены в 60-х годах — это можно отнести к первой категории гостиниц. А если же брать вторую категорию отелей, то можно увидеть следующее: шикарный отель 5*, с бассейнами, саунами, тренажерными залами, конференс-центрами, уютными просторными номерами в современном дизайне и всеми необходимыми атрибутами, но цена за номер здесь выше в 2,3 раза, чем в элитных курортных зонах и городах Европы и Юго-Восточной Азии. А сервис также как и в первой категории оставляет желать лучшего. Анализ показывает, что наибольшую рентабельность имеют гостиницы туристского класса (2−3-звездные или малые и средние гостиницы). За последние 10 лет закрылось 605 гостиниц, однако на современном этапе в республике наметилась тенденция к их открытию.
Одна из немаловажных причин низкого показателя развития въездного туризма является транспорт и состояние дорог. К примеру, многие дороги ведущие к экскурсионным объектам находятся в плачевном состоянии, да и приехав на определенный объект не найдешь там ни услуг, ни средств первой необходимости, то есть кафе, кемпингов, мотелей и даже элементарно туалетов.
При этом для инфраструктуры отрасли необходимо ее системное инвестирование. Несмотря на то, что туризм признан приоритетной отраслью для инвестирования, не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа.
Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке. При этом надо учитывать, что в 1996 году больше всего туристов (47,28% от общего количества) прибыло в Казахстан из России. Поэтому значительная часть наших рекламных усилий должна быть направлена и туда.
К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов. Одним из факторов негативно влияющих на развитие туризма являются неоправданно высокие налоги. До сих пор и те фирмы, которые работают на прием иностранных туристов, и фирмы, организующие выезд наших граждан за рубеж, налоги платят одинаково. Это способствует тому, что мы укрепляем экономики других стран и усугубляем кризис в своей республике.
Специалистам казахстанских турфирм пока не хватает опыта для создания многовариантных — туристских программ, которые были бы конкурентоспособны. Для закрепления на международном рынке туристских товаров и услуг зарубежные турфирмы стремятся сделать потенциальным клиентам все более экзотические предложения. Казахстанские турфирмы пока еще слабо работают в области организации активных туристских путешествий по территории республики, как для отечественных, так и для иностранных клиентов. При этом казахстанские туристско-рекреационные ресурсы используются странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, московская турфирма «Азия Тревел» организует спортивные и приключенческие туры на Тянь-Шане (альпинизм, горные и пустынные трекинги, рафтинг, велотуры), а также горнолыжные туры в Чимган (Западный Тянь-Шань) и Чимбулак (Северный Тянь-Шань). В настоящее время в РК соотношение туроператоров — фирм занимающихся разработкой и комплексным обслуживанием туров и турагентов — фирм занимающихся реализацией туров, не является оптимальным.
Мешает туризму неурегулированность таможенных отношений и других экономических связей Казахстана со странами СНГ и особенно с Россией.
Серьезные проблемы развития туризма в СНГ и в Казахстане является неэффективная система подготовки туристских кадров. В настоящее время в Казахстане с учетом государственных, частных и российских филиалов, насчитывается 28 вузов, ведущих подготовку менеджеров туризма. Хотя начало такой подготовки в Казахстане было заложено в 1992 году, кадровое обеспечение туристской отрасли остается неудовлетворительным. Подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания отечественных туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для приема туристов и методики адресного рекламирования туристских услуг среди потенциальных клиентов. Поэтому значительная часть выпускников вузов не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.
Таково мое видение имеющихся на сегодня проблемных аспектов в развитии казахстанских туристических предприятий.
Однако на сегодняшний день имеющийся потенциал и возможности используются не в полной мере, а влияние туризма на экономический рост Казахстана незначительно и не соответствует задачам, поставленным в ежегодных Посланиях Главы государства, в частности, «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Н?рлы Жол — Путь в будущее» .
Согласно Отчету по конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Всемирного экономического форума, Казахстан находится на 88 месте среди 140 стран, участвовавших в рейтинге 2013 года. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают Швейцария, Германия и Австрия; в десятку лидеров входят также Испания, Великобритания, США, Франция, Канада, Швеция и Сингапур.
Отметим основные показатели развития туризма в Казахстане: в 2013 году валовая добавленная стоимость, создаваемая в отраслях туризма, составила 3 335,3 млрд. тенге, а валовая добавленная стоимость, создаваемая непосредственно в туризме составила 415,1 млрд. тенге или 1,4% ВВП Казахстана, что является достаточно низким показателем. Для сравнения, вклад туристической сферы в ВВП Турции достигает 10,9%, в ВВП ОАЭ — на уровне 14,3%. В 2013 году в отраслях туризма в РК было занято порядка 886,5 тыс. человек (около 10% занятого населения Казахстана).
Следует также добавить, что в Казахстане превалирующим видом туризма является выездной туризм. Число посетителей, выехавших из страны, превышает число посетителей, въехавших в страну почти в 1,8 раза (рис.1).
Таблица 1 — Распределение объемов въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, млн. чел.)
Регионы мира. | Прибытия. | Прогноз. | ||||
Африка. | 20,2. | 27,4. | 34,1. | 47,0. | 58,9. | 77,3. |
Северная и Южная Америка. | 108,9. | 130,2. | 163,4. | 190,4. | 221,6. | 282,3. |
Восточная Азия (Тихоокеанский регион). | 81,4. | 92,9. | 152,4. | 195,2. | 285,2. | 397,2. |
Европа. | 338,4. | 393,4. | 436,2. | 527,3. | 674,3. | 717,0. |
Ближний Восток. | 12,4. | 18,3. | 24,7. | 35,9. | 55,1. | 68,5. |
Южная Азия. | 4,2. | 5,5. | 7,5. | 10,6. | 14,6. | 18,8. |
Таблица 2 — Заполняемость гостиниц.
Всего. | 23,3. | 24,6. | 25,3. | 24,9. | 24,3. | 28,7. |
Акмолинская. | 11,5. | 11,8. | 13,5. | 12,9. | 16,1. | |
Актюбинская. | 29,7. | 44,7. | 52,4. | 32,5. | 33,3. | |
Алматинская. | 18,2. | 22,2. | 26,2. | 23,6. | 11,4. | 21,7. |
Атырауская. | 47,4. | 36,3. | 67,6. | 24,4. | 22,6. | 51,0. |
Восточно-Казахстанская. | 15,7. | 13,7. | 15,2. | 15,7. | 15,6. | 16,4. |
Жамбылская. | 18,9. | 27,2. | 29,5. | 36,1. | 34,8. | |
Западно-Казахстанская. | 19,6. | 14,4. | 20,8. | 23,5. | 23,2. | |
Карагандинская. | 22,2. | 21,2. | 24,1. | 18,5. | 18,7. | |
Костанайская. | 33,8. | 37,6. | 18,2. | 27,4. | 32,5. | |
Кызылординская. | 17,8. | 17,1. | 16,1. | 17,4. | 14,7. | 17,5. |
Мангистауская. | 45,9. | 36,5. | 39,5. | 53,4. | 46,2. | |
Павлодарская. | 31,3. | 28,1. | 19,1. | 12,6. | 19,1. | 20,4. |
Северо-Казахстанская. | 28,6. | 31,6. | 29,5. | 38,7. | 34,4. | 41,0. |
Южно-Казахстанская. | 18,7. | 22,2. | 14,9. | 21,4. | 19,6. | |
г. Астана. | 32,1. | 29,9. | 46,4. | |||
г. Алматы. | 25,6. | 33,5. | 27,6. | 39,7. | 38,8. | 47,8. |
По данным анализа таблицы заполняемости гостиниц по всей республике изменяется незначительно, к примеру, в 2004 г. она составила 23,3%, а в 2014 г. — 28,7%, это говорит о том, что она возросла всего лишь на 5,4%.
При этом, основными целями поездок в Казахстан являются:
— деловые и профессиональные — 54,2% посетителей;
— досуг, отдых и рекреация — 38,4%;
- -посещения знакомых и родственников — 4%;
- -коммерческие цели (шоп-туры) — 2,1%;
- -прочие цели, включая лечение и паломничество — 1,3% посетителей .
Очевидно, что деловые и профессиональные поездки доминируют в структуре посещений Казахстана, в этой связи, страна не сможет повысить туристическую привлекательность, пока большинство посетителей приезжают в Казахстан с рабочими визитами, а не ради отдыха.
За годы независимости туристическая сфера Казахстана претерпела множество изменений. Так, был принят целый ряд законодательных актов и программных документов, регулирующих туристическую деятельность, что положительно отразилось не только на развитии самой отрасли, но и благоприятно сказалось на международном имидже страны.
Особенно много внимания развитию туристской отрасли уделяется в последние годы.
В мае 2014 года Правительством РК была утверждена Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года (Концепция). Принятие данной Концепции подчеркивает значимость туризма и служит ответственным шагом на пути к использованию имеющегося потенциала, а также к его дальнейшему наращиванию. Ранее, в 2010 году, была принята Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы (Программа). Реализация этой Программы завершилась в 2014 году, и ее результаты послужат базисом для реализации задач, обозначенных в Концепции. Таким образом, создана нормативно-правовая база для полномасштабного развития туризма в РК. Однако, наряду с этим, в туристской отрасли существует ряд нерешенных проблем, которые требуют применения новых подходов к качественному развитию туризма.
Так, в целях увеличения потока посетителей и признания Казахстана в качестве туристической державы, Концепция предусматривает применение кластерного подхода к развитию туризма. Благодаря имеющемуся потенциалу (природно-климатический, исторический, культурный), Казахстан способен занять определенную нишу на туристическом рынке. Кластер позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сосредотачивая в рамках одной определенной территории взаимосвязанные производства. В туристическом кластере происходит сосредоточение предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также вспомогательной деятельностью.
Применение кластерного подхода в сфере туризма позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отрасли в целом за счет роста эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.
Согласно Концепции, в Казахстане предполагается создание и развитие пяти туристических кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан .
Астана определена как центр делового туризма, Алматы — как центр делового и международного горнолыжного туризма, Восточный Казахстан — центр развития экологического туризма, Южный Казахстан предполагается сделать центром культурного туризма, Западный Казахстан — центром культурного и пляжного туризма. В рамках данных кластеров предусмотрена реализация национальных проектов.
Кластерный подход позволит повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана, и тем самым будет способствовать стабильному росту доходов от туристической деятельности для всех вовлеченных заинтересованных сторон — государства, бизнеса и работников. Развитие индустрии туризма в соответствии с обозначенными кластерами обеспечит достижение национальных целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения Республики Казахстан.
Наряду с кластерным подходом к качественному развитию туризма в Казахстане предполагается реализация ряда национальных проектов. Также, 1 ноября 2014 года вступило в силу соглашение между Казахстаном и Аргентиной о взаимных поездках граждан. По данному соглашению граждане обеих стран могут совершать взаимные визиты без оформления виз сроком до 30 дней. Аналогичное соглашение между Казахстаном и Южной Кореей вступило в силу с 29 ноября 2014 года.
Таким образом, проект МИДа будет способствовать укреплению двусторонних партнерских отношений, созданию благоприятных условий для иностранных туристов на период их пребывания на территории Казахстана. В то же время необходимо отметить, что безвизовый режим не решает одну из главных задач туристской отрасли, которая связана не столько с повышением числа туристских прибытий, а сколько с желанием туристов повторно посетить страну.
Туристам необходимо предоставлять максимально комфортные и безопасные условия пребывания в Казахстане, и здесь речь идет не только об иностранных туристах, но и местных гражданах. Основная проблема низкого уровня туристических услуг в РК заключается в отсутствие развитой инфраструктуры. Вновь обращаясь к Посланию «Н?рлы Жол — Путь в будущее», отметим, что Глава государства особо выделил инфраструктуру для туризма как отдельное направление в Плане инфраструктурного развития Казахстана. Основным преимуществом развития туристской инфраструктуры является возможность создания большего числа рабочих мест. При этом затраты на создание одного рабочего места в туризме в 10 раз меньше, чем в промышленности.
Успешное развитие индустрии туризма невозможно без наличия высококачественной и развитой транспортной системы. Исходя из того, что приоритетным направлением является въездной туризм, воздушный транспорт, как основной вид транспорта въездного туризма, будет играть важнейшую роль. Президент РК в своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» отмечает, что в преддверии ЭКСПО-2017 необходимо позаботиться о развитии транспортной инфраструктуры города Астана. В 2014 году международный аэропорт достигнет своей максимальной пропускной способности — 3,5 млн. человек. В связи с этим Глава государства поручил выделить из Национального фонда в 2015 году 29 млрд. тенге для увеличения потенциала действующего аэропорта, а именно для строительства нового терминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Ожидается, что к 2017 году пропускная способность аэропорта увеличится до 7,1 млн. пассажиров в год.
Если взглянуть на проблему развития туристской инфраструктуры немного шире и уйти от национальной специфики Казахстана, то можно обнаружить следующее: инфраструктурные проекты могут стать одним из стратегических приоритетов развития Евразийского экономического союза. Об этом говорил Президент РК Н. А. Назарбаев, выступая в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в апреле 2014 года. Территория Евразийского экономического союза должна стать ведущим звеном общеконтинентальной инфраструктуры. Для этого необходимо проработать и осуществить ряд инфраструктурных проектов, среди которых строительство скоростной железнодорожной магистрали по маршруту Минск — Москва — Астана — Алматы; реализация проекта канала «Евразия» (Каспий — Черное море); модернизация действующих автомобильных и железных дорог.
Также Глава государства в своем выступлении отмечает, что экономическая интеграция позволит углубить культурные связи между народами. В ХХI веке важнейшей составляющей национальных экономик становится культурный сегмент, включая историко-культурный, экологический и медицинский туризм. Следовательно, функционируя в рамках интеграционного объединения, Казахстану, помимо традиционных видов, необходимо способствовать развитию новых направлений национальной туристической сферы. Считаем, что туристические кластеры позволят повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана не только внутри страны, но и внутри интеграционного объединения.
Таким образом, развитие туристического кластера Казахстана будет способствовать увеличению доли туризма в ВВП, созданию новых качественных и современных рабочих мест как в самой сфере туризма, так и во вспомогательных отраслях, внедрению мировых стандартов оказания услуг, строительства объектов инфраструктуры, повышению уровня культуры обслуживания, квалификации и профессиональной подготовки работников туристической сферы, привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, а также популяризации Казахстана и его достижений.
Туристские кластеры
В эпоху высокой международной конкуренции туристский спрос претерпевает значительные динамичные изменения. В этой связи необходима разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению туристского продукта Республики Казахстан со стороны заинтересованных структур в целях создания наиболее эффективной системы туристского «опыта» для внутреннего и международного посетителя. Следует принять во внимание, что, несмотря на уникальность и качество туристского продукта, отсутствие высокоразвитой инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т. д.) снижает степень удовлетворения от путешествия, что, как следствие, приводит к сокращению количества туристских прибытий и снижению уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках.
В связи с этим необходима разработка новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, района, города). Одним из таких методов является кластерный подход.
В настоящее время для отечественного туризма задача формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной.
Туристский кластер — это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами.
Цель создания туристского кластера — повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:
- 1) повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;
- 2) стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.
Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование положительного имиджа региона, что в целом создаст высоко интегрированные туристские предложения и конкурентоспособные туристские продукты. В Казахстане возможно создание пяти туристских кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан.
Кластер Астана — это кластер, который включает город Астану, Акмолинскую область, юго-западную часть Северо-Казахстанской области, западную часть Павлодарской и северо-восточную часть Карагандинской областей.
Город Астана будет являться центром кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:
В будущем кластер может быть дополнен новыми местами туристского интереса, включенными в предварительный список ЮНЕСКО: курганы с расщепленными валунами Тасмолинской культуры, относящиеся к периоду мегалита могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры, а также объекты, включенные в Серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Бозок).
Астана с окрестностями и Боровской курортной зоной станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере это MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.
Кластер Алматы — это кластер, включающий город Алматы и часть Алматинской области. Город Алматы будет являться центром кластера, вкотором определены следующие ключевые места туристского интереса:
В будущем кластер может расширяться и включать другие части Алматинской области, а также представлять новые места туристского интереса — озеро Балхаш и горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы).
Алматы станет центром международного горного, делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер «Развлечения в городе и в горах». К основным туристским продуктам, которые будут представлять данный кластер, относятся MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.
Кластер Восточный Казахстан включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера, в котором определены шесть ключевых мест туристского интереса:
туризм казахстан инфраструктура.
Также сюда входят объекты Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел» ;
В будущем кластер может расширяться, включая оставшиеся части Восточно-Казахстанской области.
Кластер Восточный Казахстан будет позиционироваться как «Мир чудес природы» и являться центром развития экологического туризма.
К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся активный и приключенческий туризм, отдых в горах и на озерах.
Южный Казахстан является кластером, который включает центральные и восточные части Кызылординской области, южную часть Южно-Казахстанской области и юго-западную часть Жамбылской области. Город Шымкент будет являться центром кластера, в котором представлены ключевые места туристского интереса:
В будущем кластер может расширяться, включая остальные части всех трех областей, а также представлять новые места туристского интереса, такие как тюркская святыня Мерке, включенная в предварительный список ЮНЕСКО, а также объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (памятники Джетыасарского оазиса, городище Сыганак).
Кластер Южный Казахстан будет позиционироваться как «Сердце Великого Шелкового пути». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся культурный туризм и турне.
Западный Казахстан является кластером, который включает в себя всю Мангистаускую область и часть Западно-Казахстанской области. Город Актау будет являться центром данного кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:
Кластер Западный Казахстан будет позиционироваться как «Каспийская Ривьера». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся пляжный туризм, культурный туризм и турне.
В рамках реализации «Международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай» предполагается создание современной туристской инфраструктуры для размещения, отдыха и получения необходимых сервисных услуг туристами с привязкой к уникальным объектам туризма регионов и соответствующими условиями на западных и восточных «пограничных воротах» республики.
Другие части Казахстана. Для регионов, не вошедших в кластер, а также на районном уровнях необходимо определить перспективные туристские продукты для развития, преимущественно, внутреннего туризма. В данном случае целесообразно разрабатывать и реализовывать небольшие проекты по развитию соответствующей инфраструктуры.
Для всех регионов Казахстана к одним из наиболее привлекательных турпродуктов можно отнести экологический туризм, являющийся одним из приоритетных видов туризма, включающего путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности.
При этом подобные посещения не должны нарушать целостности экосистем и создают условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.
С учетом намеченного курса страны на переход к принципам «зеленой экономики» показателен пример агротуризма не только в качестве генератора альтернативной занятости сельского населения, обеспечения финансовой поддержки экономики регионов и развития экологически «чистого» сельхозпроизводства. Агротуризм является мощным инструментом охраны окружающей среды, способствующим вовлечению в этот процесс местного населения, для которого бережное отношение к природе станет экономически выгодным.
Поскольку перспективы развития сельского туризма велики во всех регионах Казахстана местным исполнительным органам по туризму необходимо обеспечить модернизацию существующей, а при необходимости, создание новой туристской инфраструктуры, определить механизмы государственной поддержки для становления и развития МСБ региона, занятых в туризме, обеспечить разработку методических пособий, оказание консультативной помощи предпринимателям, открывающим гостевые дома, определить действенный инструмент для информационной поддержки и продвижения гостевых домов на местном и региональном уровнях.
Для гарантирования высокого качества предоставляемых услуг необходимо решить вопрос по разработке единой классификации сельских домов отдыха, определить критерии этой классификации и выделить единые стандарты для сельских гостевых домов.
Для приграничных областей Казахстана также существуют большие перспективы для развития туризма. Целесообразно углублять международное сотрудничество, создавать и развивать совместные туристские маршруты, в том числе одно/двухдневные экскурсии для граждан сопредельных стран, проведение фестивалей культуры.
В целом, местным исполнительным органам необходимо укреплять взаимодействие с центральным уполномоченным органом в сфере туризма, пересмотреть/разработать региональные мастер-планы развития туризма на краткосрочную/долгосрочную перспективы, постоянно обновлять базы данных, содержащие перечень функционирующих туристских организаций, объектов туристской инфраструктуры, включающий места размещения по типам, развлекательные и прочие объекты.
Необходимо усилить работу с предпринимателями в сфере туризма, а также смежных сфер деятельности, определить рычаги, способствующие действенной работе инструментов государственной поддержки на местах. Определить подготовку туристских кадров в регионе одним из приоритетов, поддерживать тесный контакт с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров туризма.
Также одним из приоритетных направлений деятельности для всех областей является развитие социального туризма, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей в туристских услугах внутри страны определенных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями. В партнерстве с частным сектором и отраслевыми ассоциациями необходимо активизировать работу по продвижению инсентив-туризма и внедрению механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны. Меры по развитию социального туризма будут включать экономические стимулы для организаторов социального туризма и льготы для его участников при оказании и получении туристских услуг, создании, реконструкции и эксплуатации объектов социального туризма.
Международная специализированная выставка ЭКСПО — это крупнейшее международное мероприятие, являющееся символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.
Проведение ЭКСПО-2017 послужит значительному продвижению Республики Казахстан и ее столицы на международном уровне. Однако сравнительный анализ опыта других стран-организаторов данной выставки показывает, что деловой успех данного события зависит, в большей мере, от внутреннего рынка.
В своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» Н. А. Назарбаев поручил Правительству РК выделить дополнительные средства в размере 40 млрд. тенге из Национального фонда на кредитование строительства комплекса ЭКСПО-2017 в 2015 году.
С учетом того, что в городе Астане около 5000 гостиничных номеров, уровень заполняемости которых составляет ниже среднего показателя международного стандарта для городских дестинаций, предварительная потребность в местах размещения к ЭКСПО-2017, помимо существующих и проектов на стадии разработки, составляет: 3 750 гостиничных номеров (без учета находящихся сейчас на стадии строительства), 2 200 квартир, 1 000 номеров в студенческих общежитиях, 1000−1500 номеров в молодежных кемпингах/ юртах.
Усилия, связанные с организацией ЭКСПО-2017, должны быть направлены на создание недостающей туристской инфраструктуры, внесение «мягких» изменений и решение основных задач, касающихся повышения конкурентоспособности туристского продукта Казахстана: упрощение въездных формальностей, создание туристской и транспортной инфраструктуры, организация профессионального обучения и развитие человеческих ресурсов для сектора туризма, возможность обеспечения привлекательных цен и эффективная модель управления дестинацией и т. д.
В преддверии ЭКСПО-2017 Министерство иностранных дел РК, в свою очередь, инициировало пилотный проект по установлению безвизового режима посещения Казахстана для граждан 10 стран — основных инвесторов экономики РК (Великобритания, Германия, Италия, Малайзия, Нидерланды, ОАЭ, США, Франция, Южная Корея и Япония). Безвизовый режим введен Казахстаном в одностороннем порядке на период с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года. Данная мера позволит привлечь посетителей в Казахстан и увеличить число туристских прибытий. По окончании реализации пилотного проекта будет принято решение о его продлении либо прекращении. Вместе с этим МИД РК планирует расширить список стран, гражданам которых будет предоставлен безвизовый режим посещения Казахстана.