Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности развития туризма в Казахстане

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешное развитие индустрии туризма невозможно без наличия высококачественной и развитой транспортной системы. Исходя из того, что приоритетным направлением является въездной туризм, воздушный транспорт, как основной вид транспорта въездного туризма, будет играть важнейшую роль. Президент РК в своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» отмечает, что в преддверии ЭКСПО-2017 необходимо… Читать ещё >

Особенности развития туризма в Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период с 6 апреля 2015 по 23 апреля 2015, я проходила преддипломную практику в туристской фирме «Меридиан».

Не смотря на то, что туристский бизнес развивается в нашей стране, все-таки существует множество проблем, связанных с его развитием.

В Казахстане туризм — развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу.

Вплоть до настоящего времени значимость туристской отрасли в экономике страны не имела реальной финансовой поддержки.

Следовательно, недостаточное внимание к отрасли со стороны государственных структур, выражающееся, в первую очередь, в том, что для туристской индустрии не созданы реальные приоритетные экономические и правовые условия развития, объясняется не отсутствием желания развивать туристскую отрасль, а историческими, экономическими и прочими объективными причинами.

На состояние туристской деятельности в республике оказывает влияние низкий уровень развития туристской инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, туристские базы, дороги, автотранспорт, туристские маршруты). В настоящее время вместимость в гостиницах, турбазах, кемпингах и других объектах размещения в республике составляет 35% загрузки.

Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах зарубежным посетителям является отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная база изношена на 80%, часть гостиниц находится в упадочном состоянии и на грани банкротства, так как были построены в 60-х годах — это можно отнести к первой категории гостиниц. А если же брать вторую категорию отелей, то можно увидеть следующее: шикарный отель 5*, с бассейнами, саунами, тренажерными залами, конференс-центрами, уютными просторными номерами в современном дизайне и всеми необходимыми атрибутами, но цена за номер здесь выше в 2,3 раза, чем в элитных курортных зонах и городах Европы и Юго-Восточной Азии. А сервис также как и в первой категории оставляет желать лучшего. Анализ показывает, что наибольшую рентабельность имеют гостиницы туристского класса (2−3-звездные или малые и средние гостиницы). За последние 10 лет закрылось 605 гостиниц, однако на современном этапе в республике наметилась тенденция к их открытию.

Одна из немаловажных причин низкого показателя развития въездного туризма является транспорт и состояние дорог. К примеру, многие дороги ведущие к экскурсионным объектам находятся в плачевном состоянии, да и приехав на определенный объект не найдешь там ни услуг, ни средств первой необходимости, то есть кафе, кемпингов, мотелей и даже элементарно туалетов.

При этом для инфраструктуры отрасли необходимо ее системное инвестирование. Несмотря на то, что туризм признан приоритетной отраслью для инвестирования, не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа.

Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке. При этом надо учитывать, что в 1996 году больше всего туристов (47,28% от общего количества) прибыло в Казахстан из России. Поэтому значительная часть наших рекламных усилий должна быть направлена и туда.

К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов. Одним из факторов негативно влияющих на развитие туризма являются неоправданно высокие налоги. До сих пор и те фирмы, которые работают на прием иностранных туристов, и фирмы, организующие выезд наших граждан за рубеж, налоги платят одинаково. Это способствует тому, что мы укрепляем экономики других стран и усугубляем кризис в своей республике.

Специалистам казахстанских турфирм пока не хватает опыта для создания многовариантных — туристских программ, которые были бы конкурентоспособны. Для закрепления на международном рынке туристских товаров и услуг зарубежные турфирмы стремятся сделать потенциальным клиентам все более экзотические предложения. Казахстанские турфирмы пока еще слабо работают в области организации активных туристских путешествий по территории республики, как для отечественных, так и для иностранных клиентов. При этом казахстанские туристско-рекреационные ресурсы используются странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, московская турфирма «Азия Тревел» организует спортивные и приключенческие туры на Тянь-Шане (альпинизм, горные и пустынные трекинги, рафтинг, велотуры), а также горнолыжные туры в Чимган (Западный Тянь-Шань) и Чимбулак (Северный Тянь-Шань). В настоящее время в РК соотношение туроператоров — фирм занимающихся разработкой и комплексным обслуживанием туров и турагентов — фирм занимающихся реализацией туров, не является оптимальным.

Мешает туризму неурегулированность таможенных отношений и других экономических связей Казахстана со странами СНГ и особенно с Россией.

Серьезные проблемы развития туризма в СНГ и в Казахстане является неэффективная система подготовки туристских кадров. В настоящее время в Казахстане с учетом государственных, частных и российских филиалов, насчитывается 28 вузов, ведущих подготовку менеджеров туризма. Хотя начало такой подготовки в Казахстане было заложено в 1992 году, кадровое обеспечение туристской отрасли остается неудовлетворительным. Подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания отечественных туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для приема туристов и методики адресного рекламирования туристских услуг среди потенциальных клиентов. Поэтому значительная часть выпускников вузов не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.

Таково мое видение имеющихся на сегодня проблемных аспектов в развитии казахстанских туристических предприятий.

Однако на сегодняшний день имеющийся потенциал и возможности используются не в полной мере, а влияние туризма на экономический рост Казахстана незначительно и не соответствует задачам, поставленным в ежегодных Посланиях Главы государства, в частности, «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Н?рлы Жол — Путь в будущее» .

Согласно Отчету по конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Всемирного экономического форума, Казахстан находится на 88 месте среди 140 стран, участвовавших в рейтинге 2013 года. Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают Швейцария, Германия и Австрия; в десятку лидеров входят также Испания, Великобритания, США, Франция, Канада, Швеция и Сингапур.

Отметим основные показатели развития туризма в Казахстане: в 2013 году валовая добавленная стоимость, создаваемая в отраслях туризма, составила 3 335,3 млрд. тенге, а валовая добавленная стоимость, создаваемая непосредственно в туризме составила 415,1 млрд. тенге или 1,4% ВВП Казахстана, что является достаточно низким показателем. Для сравнения, вклад туристической сферы в ВВП Турции достигает 10,9%, в ВВП ОАЭ — на уровне 14,3%. В 2013 году в отраслях туризма в РК было занято порядка 886,5 тыс. человек (около 10% занятого населения Казахстана).

Следует также добавить, что в Казахстане превалирующим видом туризма является выездной туризм. Число посетителей, выехавших из страны, превышает число посетителей, въехавших в страну почти в 1,8 раза (рис.1).

Таблица 1 — Распределение объемов въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, млн. чел.)

Регионы мира.

Прибытия.

Прогноз.

Африка.

20,2.

27,4.

34,1.

47,0.

58,9.

77,3.

Северная и Южная Америка.

108,9.

130,2.

163,4.

190,4.

221,6.

282,3.

Восточная Азия (Тихоокеанский регион).

81,4.

92,9.

152,4.

195,2.

285,2.

397,2.

Европа.

338,4.

393,4.

436,2.

527,3.

674,3.

717,0.

Ближний Восток.

12,4.

18,3.

24,7.

35,9.

55,1.

68,5.

Южная Азия.

4,2.

5,5.

7,5.

10,6.

14,6.

18,8.

Таблица 2 — Заполняемость гостиниц.

Всего.

23,3.

24,6.

25,3.

24,9.

24,3.

28,7.

Акмолинская.

11,5.

11,8.

13,5.

12,9.

16,1.

Актюбинская.

29,7.

44,7.

52,4.

32,5.

33,3.

Алматинская.

18,2.

22,2.

26,2.

23,6.

11,4.

21,7.

Атырауская.

47,4.

36,3.

67,6.

24,4.

22,6.

51,0.

Восточно-Казахстанская.

15,7.

13,7.

15,2.

15,7.

15,6.

16,4.

Жамбылская.

18,9.

27,2.

29,5.

36,1.

34,8.

Западно-Казахстанская.

19,6.

14,4.

20,8.

23,5.

23,2.

Карагандинская.

22,2.

21,2.

24,1.

18,5.

18,7.

Костанайская.

33,8.

37,6.

18,2.

27,4.

32,5.

Кызылординская.

17,8.

17,1.

16,1.

17,4.

14,7.

17,5.

Мангистауская.

45,9.

36,5.

39,5.

53,4.

46,2.

Павлодарская.

31,3.

28,1.

19,1.

12,6.

19,1.

20,4.

Северо-Казахстанская.

28,6.

31,6.

29,5.

38,7.

34,4.

41,0.

Южно-Казахстанская.

18,7.

22,2.

14,9.

21,4.

19,6.

г. Астана.

32,1.

29,9.

46,4.

г. Алматы.

25,6.

33,5.

27,6.

39,7.

38,8.

47,8.

По данным анализа таблицы заполняемости гостиниц по всей республике изменяется незначительно, к примеру, в 2004 г. она составила 23,3%, а в 2014 г. — 28,7%, это говорит о том, что она возросла всего лишь на 5,4%.

При этом, основными целями поездок в Казахстан являются:

— деловые и профессиональные — 54,2% посетителей;

— досуг, отдых и рекреация — 38,4%;

  • -посещения знакомых и родственников — 4%;
  • -коммерческие цели (шоп-туры) — 2,1%;
  • -прочие цели, включая лечение и паломничество — 1,3% посетителей .

Очевидно, что деловые и профессиональные поездки доминируют в структуре посещений Казахстана, в этой связи, страна не сможет повысить туристическую привлекательность, пока большинство посетителей приезжают в Казахстан с рабочими визитами, а не ради отдыха.

За годы независимости туристическая сфера Казахстана претерпела множество изменений. Так, был принят целый ряд законодательных актов и программных документов, регулирующих туристическую деятельность, что положительно отразилось не только на развитии самой отрасли, но и благоприятно сказалось на международном имидже страны.

Особенно много внимания развитию туристской отрасли уделяется в последние годы.

В мае 2014 года Правительством РК была утверждена Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года (Концепция). Принятие данной Концепции подчеркивает значимость туризма и служит ответственным шагом на пути к использованию имеющегося потенциала, а также к его дальнейшему наращиванию. Ранее, в 2010 году, была принята Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы (Программа). Реализация этой Программы завершилась в 2014 году, и ее результаты послужат базисом для реализации задач, обозначенных в Концепции. Таким образом, создана нормативно-правовая база для полномасштабного развития туризма в РК. Однако, наряду с этим, в туристской отрасли существует ряд нерешенных проблем, которые требуют применения новых подходов к качественному развитию туризма.

Так, в целях увеличения потока посетителей и признания Казахстана в качестве туристической державы, Концепция предусматривает применение кластерного подхода к развитию туризма. Благодаря имеющемуся потенциалу (природно-климатический, исторический, культурный), Казахстан способен занять определенную нишу на туристическом рынке. Кластер позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сосредотачивая в рамках одной определенной территории взаимосвязанные производства. В туристическом кластере происходит сосредоточение предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также вспомогательной деятельностью.

Применение кластерного подхода в сфере туризма позволит обеспечить повышение конкурентоспособности отрасли в целом за счет роста эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.

Согласно Концепции, в Казахстане предполагается создание и развитие пяти туристических кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан .

Астана определена как центр делового туризма, Алматы — как центр делового и международного горнолыжного туризма, Восточный Казахстан — центр развития экологического туризма, Южный Казахстан предполагается сделать центром культурного туризма, Западный Казахстан — центром культурного и пляжного туризма. В рамках данных кластеров предусмотрена реализация национальных проектов.

Кластерный подход позволит повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана, и тем самым будет способствовать стабильному росту доходов от туристической деятельности для всех вовлеченных заинтересованных сторон — государства, бизнеса и работников. Развитие индустрии туризма в соответствии с обозначенными кластерами обеспечит достижение национальных целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения Республики Казахстан.

Наряду с кластерным подходом к качественному развитию туризма в Казахстане предполагается реализация ряда национальных проектов. Также, 1 ноября 2014 года вступило в силу соглашение между Казахстаном и Аргентиной о взаимных поездках граждан. По данному соглашению граждане обеих стран могут совершать взаимные визиты без оформления виз сроком до 30 дней. Аналогичное соглашение между Казахстаном и Южной Кореей вступило в силу с 29 ноября 2014 года.

Таким образом, проект МИДа будет способствовать укреплению двусторонних партнерских отношений, созданию благоприятных условий для иностранных туристов на период их пребывания на территории Казахстана. В то же время необходимо отметить, что безвизовый режим не решает одну из главных задач туристской отрасли, которая связана не столько с повышением числа туристских прибытий, а сколько с желанием туристов повторно посетить страну.

Туристам необходимо предоставлять максимально комфортные и безопасные условия пребывания в Казахстане, и здесь речь идет не только об иностранных туристах, но и местных гражданах. Основная проблема низкого уровня туристических услуг в РК заключается в отсутствие развитой инфраструктуры. Вновь обращаясь к Посланию «Н?рлы Жол — Путь в будущее», отметим, что Глава государства особо выделил инфраструктуру для туризма как отдельное направление в Плане инфраструктурного развития Казахстана. Основным преимуществом развития туристской инфраструктуры является возможность создания большего числа рабочих мест. При этом затраты на создание одного рабочего места в туризме в 10 раз меньше, чем в промышленности.

Успешное развитие индустрии туризма невозможно без наличия высококачественной и развитой транспортной системы. Исходя из того, что приоритетным направлением является въездной туризм, воздушный транспорт, как основной вид транспорта въездного туризма, будет играть важнейшую роль. Президент РК в своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» отмечает, что в преддверии ЭКСПО-2017 необходимо позаботиться о развитии транспортной инфраструктуры города Астана. В 2014 году международный аэропорт достигнет своей максимальной пропускной способности — 3,5 млн. человек. В связи с этим Глава государства поручил выделить из Национального фонда в 2015 году 29 млрд. тенге для увеличения потенциала действующего аэропорта, а именно для строительства нового терминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Ожидается, что к 2017 году пропускная способность аэропорта увеличится до 7,1 млн. пассажиров в год.

Если взглянуть на проблему развития туристской инфраструктуры немного шире и уйти от национальной специфики Казахстана, то можно обнаружить следующее: инфраструктурные проекты могут стать одним из стратегических приоритетов развития Евразийского экономического союза. Об этом говорил Президент РК Н. А. Назарбаев, выступая в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в апреле 2014 года. Территория Евразийского экономического союза должна стать ведущим звеном общеконтинентальной инфраструктуры. Для этого необходимо проработать и осуществить ряд инфраструктурных проектов, среди которых строительство скоростной железнодорожной магистрали по маршруту Минск — Москва — Астана — Алматы; реализация проекта канала «Евразия» (Каспий — Черное море); модернизация действующих автомобильных и железных дорог.

Также Глава государства в своем выступлении отмечает, что экономическая интеграция позволит углубить культурные связи между народами. В ХХI веке важнейшей составляющей национальных экономик становится культурный сегмент, включая историко-культурный, экологический и медицинский туризм. Следовательно, функционируя в рамках интеграционного объединения, Казахстану, помимо традиционных видов, необходимо способствовать развитию новых направлений национальной туристической сферы. Считаем, что туристические кластеры позволят повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана не только внутри страны, но и внутри интеграционного объединения.

Таким образом, развитие туристического кластера Казахстана будет способствовать увеличению доли туризма в ВВП, созданию новых качественных и современных рабочих мест как в самой сфере туризма, так и во вспомогательных отраслях, внедрению мировых стандартов оказания услуг, строительства объектов инфраструктуры, повышению уровня культуры обслуживания, квалификации и профессиональной подготовки работников туристической сферы, привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, а также популяризации Казахстана и его достижений.

Туристские кластеры

В эпоху высокой международной конкуренции туристский спрос претерпевает значительные динамичные изменения. В этой связи необходима разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению туристского продукта Республики Казахстан со стороны заинтересованных структур в целях создания наиболее эффективной системы туристского «опыта» для внутреннего и международного посетителя. Следует принять во внимание, что, несмотря на уникальность и качество туристского продукта, отсутствие высокоразвитой инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т. д.) снижает степень удовлетворения от путешествия, что, как следствие, приводит к сокращению количества туристских прибытий и снижению уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках.

В связи с этим необходима разработка новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, района, города). Одним из таких методов является кластерный подход.

В настоящее время для отечественного туризма задача формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной.

Туристский кластер — это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами.

Цель создания туристского кластера — повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:

  • 1) повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;
  • 2) стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.

Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование положительного имиджа региона, что в целом создаст высоко интегрированные туристские предложения и конкурентоспособные туристские продукты. В Казахстане возможно создание пяти туристских кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан.

Кластер Астана — это кластер, который включает город Астану, Акмолинскую область, юго-западную часть Северо-Казахстанской области, западную часть Павлодарской и северо-восточную часть Карагандинской областей.

Город Астана будет являться центром кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:

Особенности развития туризма в Казахстане.

В будущем кластер может быть дополнен новыми местами туристского интереса, включенными в предварительный список ЮНЕСКО: курганы с расщепленными валунами Тасмолинской культуры, относящиеся к периоду мегалита могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры, а также объекты, включенные в Серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Бозок).

Астана с окрестностями и Боровской курортной зоной станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере это MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.

Кластер Алматы — это кластер, включающий город Алматы и часть Алматинской области. Город Алматы будет являться центром кластера, вкотором определены следующие ключевые места туристского интереса:

Особенности развития туризма в Казахстане.

В будущем кластер может расширяться и включать другие части Алматинской области, а также представлять новые места туристского интереса — озеро Балхаш и горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы).

Алматы станет центром международного горного, делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер «Развлечения в городе и в горах». К основным туристским продуктам, которые будут представлять данный кластер, относятся MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.

Кластер Восточный Казахстан включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера, в котором определены шесть ключевых мест туристского интереса:

туризм казахстан инфраструктура.

Особенности развития туризма в Казахстане.

Также сюда входят объекты Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел» ;

В будущем кластер может расширяться, включая оставшиеся части Восточно-Казахстанской области.

Кластер Восточный Казахстан будет позиционироваться как «Мир чудес природы» и являться центром развития экологического туризма.

К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся активный и приключенческий туризм, отдых в горах и на озерах.

Южный Казахстан является кластером, который включает центральные и восточные части Кызылординской области, южную часть Южно-Казахстанской области и юго-западную часть Жамбылской области. Город Шымкент будет являться центром кластера, в котором представлены ключевые места туристского интереса:

Особенности развития туризма в Казахстане.

В будущем кластер может расширяться, включая остальные части всех трех областей, а также представлять новые места туристского интереса, такие как тюркская святыня Мерке, включенная в предварительный список ЮНЕСКО, а также объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (памятники Джетыасарского оазиса, городище Сыганак).

Кластер Южный Казахстан будет позиционироваться как «Сердце Великого Шелкового пути». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся культурный туризм и турне.

Западный Казахстан является кластером, который включает в себя всю Мангистаускую область и часть Западно-Казахстанской области. Город Актау будет являться центром данного кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:

Особенности развития туризма в Казахстане.

Кластер Западный Казахстан будет позиционироваться как «Каспийская Ривьера». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся пляжный туризм, культурный туризм и турне.

В рамках реализации «Международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай» предполагается создание современной туристской инфраструктуры для размещения, отдыха и получения необходимых сервисных услуг туристами с привязкой к уникальным объектам туризма регионов и соответствующими условиями на западных и восточных «пограничных воротах» республики.

Другие части Казахстана. Для регионов, не вошедших в кластер, а также на районном уровнях необходимо определить перспективные туристские продукты для развития, преимущественно, внутреннего туризма. В данном случае целесообразно разрабатывать и реализовывать небольшие проекты по развитию соответствующей инфраструктуры.

Для всех регионов Казахстана к одним из наиболее привлекательных турпродуктов можно отнести экологический туризм, являющийся одним из приоритетных видов туризма, включающего путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности.

При этом подобные посещения не должны нарушать целостности экосистем и создают условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.

С учетом намеченного курса страны на переход к принципам «зеленой экономики» показателен пример агротуризма не только в качестве генератора альтернативной занятости сельского населения, обеспечения финансовой поддержки экономики регионов и развития экологически «чистого» сельхозпроизводства. Агротуризм является мощным инструментом охраны окружающей среды, способствующим вовлечению в этот процесс местного населения, для которого бережное отношение к природе станет экономически выгодным.

Поскольку перспективы развития сельского туризма велики во всех регионах Казахстана местным исполнительным органам по туризму необходимо обеспечить модернизацию существующей, а при необходимости, создание новой туристской инфраструктуры, определить механизмы государственной поддержки для становления и развития МСБ региона, занятых в туризме, обеспечить разработку методических пособий, оказание консультативной помощи предпринимателям, открывающим гостевые дома, определить действенный инструмент для информационной поддержки и продвижения гостевых домов на местном и региональном уровнях.

Для гарантирования высокого качества предоставляемых услуг необходимо решить вопрос по разработке единой классификации сельских домов отдыха, определить критерии этой классификации и выделить единые стандарты для сельских гостевых домов.

Для приграничных областей Казахстана также существуют большие перспективы для развития туризма. Целесообразно углублять международное сотрудничество, создавать и развивать совместные туристские маршруты, в том числе одно/двухдневные экскурсии для граждан сопредельных стран, проведение фестивалей культуры.

В целом, местным исполнительным органам необходимо укреплять взаимодействие с центральным уполномоченным органом в сфере туризма, пересмотреть/разработать региональные мастер-планы развития туризма на краткосрочную/долгосрочную перспективы, постоянно обновлять базы данных, содержащие перечень функционирующих туристских организаций, объектов туристской инфраструктуры, включающий места размещения по типам, развлекательные и прочие объекты.

Необходимо усилить работу с предпринимателями в сфере туризма, а также смежных сфер деятельности, определить рычаги, способствующие действенной работе инструментов государственной поддержки на местах. Определить подготовку туристских кадров в регионе одним из приоритетов, поддерживать тесный контакт с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров туризма.

Также одним из приоритетных направлений деятельности для всех областей является развитие социального туризма, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей в туристских услугах внутри страны определенных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями. В партнерстве с частным сектором и отраслевыми ассоциациями необходимо активизировать работу по продвижению инсентив-туризма и внедрению механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны. Меры по развитию социального туризма будут включать экономические стимулы для организаторов социального туризма и льготы для его участников при оказании и получении туристских услуг, создании, реконструкции и эксплуатации объектов социального туризма.

Международная специализированная выставка ЭКСПО — это крупнейшее международное мероприятие, являющееся символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.

Проведение ЭКСПО-2017 послужит значительному продвижению Республики Казахстан и ее столицы на международном уровне. Однако сравнительный анализ опыта других стран-организаторов данной выставки показывает, что деловой успех данного события зависит, в большей мере, от внутреннего рынка.

В своем Послании «Н?рлы Жол — Путь в будущее» Н. А. Назарбаев поручил Правительству РК выделить дополнительные средства в размере 40 млрд. тенге из Национального фонда на кредитование строительства комплекса ЭКСПО-2017 в 2015 году.

С учетом того, что в городе Астане около 5000 гостиничных номеров, уровень заполняемости которых составляет ниже среднего показателя международного стандарта для городских дестинаций, предварительная потребность в местах размещения к ЭКСПО-2017, помимо существующих и проектов на стадии разработки, составляет: 3 750 гостиничных номеров (без учета находящихся сейчас на стадии строительства), 2 200 квартир, 1 000 номеров в студенческих общежитиях, 1000−1500 номеров в молодежных кемпингах/ юртах.

Усилия, связанные с организацией ЭКСПО-2017, должны быть направлены на создание недостающей туристской инфраструктуры, внесение «мягких» изменений и решение основных задач, касающихся повышения конкурентоспособности туристского продукта Казахстана: упрощение въездных формальностей, создание туристской и транспортной инфраструктуры, организация профессионального обучения и развитие человеческих ресурсов для сектора туризма, возможность обеспечения привлекательных цен и эффективная модель управления дестинацией и т. д.

В преддверии ЭКСПО-2017 Министерство иностранных дел РК, в свою очередь, инициировало пилотный проект по установлению безвизового режима посещения Казахстана для граждан 10 стран — основных инвесторов экономики РК (Великобритания, Германия, Италия, Малайзия, Нидерланды, ОАЭ, США, Франция, Южная Корея и Япония). Безвизовый режим введен Казахстаном в одностороннем порядке на период с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года. Данная мера позволит привлечь посетителей в Казахстан и увеличить число туристских прибытий. По окончании реализации пилотного проекта будет принято решение о его продлении либо прекращении. Вместе с этим МИД РК планирует расширить список стран, гражданам которых будет предоставлен безвизовый режим посещения Казахстана.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой