Регион как объект исследования территориального маркетинга
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово «регион» (от лат. regio) означает страну, край, область. Синонимом понятия «регион» является «район». Ранее термин «район» употреблялся значительно чаще, в настоящее время преимущественно используется термин «регион… Читать ещё >
Регион как объект исследования территориального маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблемы регионального устройства и управления в России всегда стояли достаточно остро. Их исследовали виднейшие российские ученые и политические деятели В. Н. Татищев, С. М. Плещеев, М. В. Ломоносов, Н. П. Огарев, К. И. Арсеньев, X.А. Чеботарев и др. Все они в той или иной форме обосновывали необходимость перехода России к преимущественно территориальному управлению и формированию единой и эффективной системы национального хозяйства.
Федеративная социально-экономическая и государственно-правовая организация России является предпочтительной, и эта модель находится на стадии активного формирования. Россия имеет реальные исторические и экономические перспективы развития, и правильно выстроенная региональная социально-экономическая политика является залогом успешного развития отдельных отраслей и социально-экономического развития государства в целом.
В этой связи регионы как основные структурные составляющие всего территориально-отраслевого народно-хозяйственного комплекса страны должны сыграть особую роль.
Понятие «регион» обычно ассоциируется с понятием «территория» и понимается как некое ограниченное пространство. Ученые А. Маршалов и А. Новоселов считают, что регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления его стадий и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.
Регион — это сложная система, в которой все элементы взаимодействуют и взаимовлияют как положительно, так и отрицательно. Степень такого влияния зависит от потенциала региона — как ресурсного, так и экономического и политического. Каждый регион имеет свои особенности, которые, в свою очередь, формируют специфические потребности, интересы, цели, модели и стратегии регионального развития.
Основной составляющей любого изучения территориальной организации туризма и рекреационной деятельности является туристское районирование.
Приведем исходные понятия рассматриваемой области знаний. Основным является понятие территория — ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Дополняющие понятия акватория — ограниченная часть водной поверхности Земли и аэротория — часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией. Неоднородность территории по различным признакам обусловливает необходимость членения территорий на части — регионы.
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово «регион» (от лат. regio) означает страну, край, область. Синонимом понятия «регион» является «район». Ранее термин «район» употреблялся значительно чаще, в настоящее время преимущественно используется термин «регион». Само это понятие является довольно абстрактным и предполагает, что его конкретизация осуществляется при выделении определенных типов регионов. В этой связи «регион» — понятие, скорее, типологическое. Известный отечественный регионалист Н. Н. Колосовский определил, что регионы выделяются из территорий в соответствии с определенными целями и задачами. Так, с учетом специализации выделяют промышленные, сельскохозяйственные, туристско-рекреационные регионы и пр.
В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Президентом РФ в 1996 г., регион определяется как часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. С точки зрения экономической науки выделение регионов осуществляется с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, особенностей функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем. Деление территорий на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями и, следовательно, всегда является целевым и проблемноориентированным. В последние годы получило развитие проблемное экономическое районирование, которое позволяет наиболее полно осуществлять государственное регулирование территориального развития различных типов проблемных регионов (слаборазвитых, депрессивных, кризисных, приграничных).