Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В октябре — ноябре 2010 г. при участии сотрудников кафедры социологии и политологии Курского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития экологоэтнографического туризма в Курской области. Сбор социологической информации производился методом очного экспертного опроса по специально разработанной анкете. Было опрошено 48 специалистов ведущих… Читать ещё >

Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная наука определяет культуру как жизнетворчество, как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил. А. И. Арнольдов полагает, что в культуре общество осознает и проявляет себя; культура есть прозрение общества, непременное условие и результат его существования; по ней можно судить о социальном и духовном облике общества, о внутренних стимулах его развития.

В современных условиях социокультурной трансформации российской общественной системы утрата ценностей и традиций прошлого воспринимается как один из факторов, ведущих к политическим, экономическим, экологическим, межэтническим аномалиям и коллизиям. Именно в таком контексте роль культуры в целом, и традиционной народной в частности, как корневой основы всего «древа» культуры, как органической части самой природы, сохраняющей во времени жизненные связи с окружающей средой, с этнической общностью, формирующей действенную силу в культуре каждого этноса, неизмеримо возрастает.

Анализируя современную социальнокультурную обстановку в различных субъектах Российской Федерации, мы предприняли попытку на примере Курской области научно обосновать идею интеграции туристской деятельности в этносоциальную реальность с целью проявления, возрождения и сохранения традиционной народной культуры. Как известно, туризм в последние годы стал занимать лидирующие позиции в экономической, социальной и, в особенности, культурной сфере современного общества. Об этом свидетельствуют высокие темпы его роста, а также широкие масштабы влияния на уровень и направленность развития региональных и мировых сообществ. Практика туризма, ориентированная на самобытность и культурное разнообразие, обусловила тенденцию активного развития этнографического туризма в России. Данный вид деятельности представляет собой путешествия или исследовательские экспедиции-погружения в традиционную социально-культурную среду с целью изучения народных обрядов и религиозных обычаев, фольклора, народных промыслов и ремесел, обустройства жизненного пространства и природопользования. Возрастающий интерес туристов к другим народам и культурам приводит к повышению посещаемости отдельных регионов нашей страны, а также способствует созданию новых оригинальных и разнообразных турпродуктов и услуг. В связи с этим большая часть этнографических туров сегодня формируется в сочетании с программами экологического туризма, включающего путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получения представлений о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, не нарушающей при этом целостности экосистем и создающей такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится экономически выгодной для местного населения. Из данного определения следует, что основной туристской мотивацией при посещении конкретной территории является не только стремление насладиться природными достопримечательностями, но и желание познакомиться с культурой, архитектурой, бытом того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когдалибо в данной местности.

В настоящее время отмечается, что в программах экологического туризма традиционная культура выходит на паритетные уровни с природными особенностями и достопримечательностями территории. Так, к примеру, в Республике Бурятии реализуется несколько туристических проектов, связанных с историей «Великого чайного пути», связывавшего Пекин и Москву. Эколого-этнографическое направление туризма в данном регионе представлено турами ознакомительного характера: «На перекрестке культур», связанного с культурой русских и бурят; «Диалог цивилизаций», повествующего о традиционной культуре Центральной Азии и современном культурном ландшафте Бурятии; «Обычаи и традиции Байкальской земли», посвященного культуре, обычаям и традициям Забайкалья.

В Ханты-Мансийском автономном округе в программах экологического туризма особый интерес для туристов представляет эколого-этнографическая экспедиция «В гостях у Тапсуйских манси». Другие маршруты предполагают посещение музеев и мест археологических раскопок.

В Республике Карелии организуются экскурсии в историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», где представлена традиционная культура русских Заонежья, Пудожья, карел-ливвиков. социокультурный экологический этнографический туризм Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать фольклорноэтнографический потенциал Курской области в качестве одного из основных компонентов социокультурной жизни региона. Это позволит оценить уровень туристской аттрактивности этнокультурного ландшафта территории и определить способы использования этноресурсов в программах экологоэтнографических туров.

Многообразие культурных традиций курян позволяет говорить о них как об этносе, сформировавшемся на стыке южнорусских и украинских народностей. Наиболее полно особенности заселения территории отразились на образовании локальных стилевых зон Глушковского района Курской области. В настоящее время по ряду признаков (особенности отправления календарных и семейных праздников, говор, музыкальностилистические особенности) на территории района можно выделить две стилевые зоны: досеймскую и засеймскую (по названию р. Сейм, протекающей в данной местности). Тенденция к национальной обособленности привела к тому, что в двух этих зонах сохраняются четкие различия в культуре русских (засеймских) и украинских (досеймских) сел. Особого внимания требует языковая традиция населения Глушковского района, интересная с точки зрения этнографии. Говор жителей сел, расположенных на левом берегу р. Сейм, мы можем отнести к говорам «с исконной украинской языковой основой», по правому берегу Сейма мы находим говор «с исконной русской языковой основой». Особенности каждого из них в ходе этнографических экспедиций по селам района изучали сотрудники Глушковского краеведческого музея. В целях сохранения колорита, самобытности и уникальности местного языка был составлен сборник слов данного района, записаны песни, частушки, поговорки, пословицы, легенды, сказки местных жителей. Собранный материал в настоящее время активно используется в проведении лекций, экскурсий, мероприятий в музеях, школах искусств, библиотеках.

Своеобразным этнотуристским ресурсом района стали праздники, в которых четко можно проследить христианско-языческую культурную традицию. Обрядовыми играми в масках, щедровальными песнями, пирогами сопровождается народное гуляние «Щедрый вечер, добрый вечер». Ежегодно гостей из России, Украины и Белоруссии встречает международный праздник «В ночь на Ивана Купалу», что способствует укреплению творческих контактов между фольклорными коллективами разных стран, взаимообогащению культур, популяризации локальной Глушковской традиции, сохранению народной культуры южнорусского и украинского населения.

Ведущее место в Курской фольклорной традиции занимает хороводная песня.

Карагод является централизующим компонентом местной культуры и влияет на всю ее жанровую систему. Наиболее распространенным карагодным наигрышем Курского края является «Тимоня». Традиции этого знаменитого напева зародились в селе Плехово Суджанского района.

Сельские праздники с песнями и плясками, именуемые «Карагодами», в настоящее время проводятся в селах Большесолдатского района. Старинные шубки, сарафаны, гармошка, рожок, кугиклы, рушники, лапти — это непременные атрибуты местного обрядового праздника. Массовые мероприятия такого характера необходимы для того, чтобы воссоздать традиционные формы бытования фольклора. Это связано с тем, что изначально ориентированный на существование внутри традиции без разделения на исполнителей и слушателей, сегодня он получает нетипичные для себя формы сценического воплощения, что противоречит основному постулату традиционной культуры — принадлежность к ней всех и функционирование внутри себя.

Сохранение и восстановление яркого и самобытного очага традиционной культуры Курского края происходит путем создания преемственности поколений. Так, в краеведческом музее г. Курчатова сегодня реализуется программа этнокультурного образования «Связуя нить времен», основная идея которой заключается в недопустимости прерывания традиционной, в частности гончарной, культуры, уходящей корнями в глубокую древность и впитавшей в себя историю края. Село Дроняево Курчатовского района известно богатыми месторождениями глин. Местные жители сразу же нашли им применение: красную использовали гончары для изготовления посуды, а из белой женщины соседней деревушки Кожля делали игрушки-свистульки. Эти народные промыслы сохранились до наших дней, чему в немалой степени способствовало открытие в 2008 г. «Центра народных традиционных промыслов». Благодаря этому, у школьников появилась возможность изучать историю и технологию кожлянского и дроняевского промыслов.

Суджанский район — единственный в области, где сохранились практически все формы художественной культуры во всем своем богатстве и разнообразии, включая такие ремесла, как ковроделие и узорное ткачество, прядение и вязание, плетение из лозы, вышивка и кружево, а также старейшее в области гончарное производство. C 1996 г. в районе функционирует областное государственное учреждение культуры «Центр художественных народных промыслов и ремесел». Здесь свою работу успешно осуществляет школа гончарного мастерства, где учащиеся общеобразовательных учреждений перенимают традиции суджанских гончаров. Ручным и художественным ткачеством, плетением из пеньки и лозы, изготовлением старинных музыкальных инструментов занимаются мастера Дома ремесел в селе Саморядово Большесолдатского района. Успешно на сегодняшний день реализуется проект Глушковского района «Деревянное кружево», основной задачей которого является возрождение в данной местности бондарного промысла и организация изготовления резных, точеных изделий из дерева. На основе многовековых традиций народного декоративного искусства развивается сегодня в Доме ремесел г. Щигры ручное ковроткачество. Активную работу по изучению и сохранению традиционных русских ремесел ведет школа-студия народных промыслов «Артель» г. Железногорска.

В октябре — ноябре 2010 г. при участии сотрудников кафедры социологии и политологии Курского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития экологоэтнографического туризма в Курской области. Сбор социологической информации производился методом очного экспертного опроса по специально разработанной анкете. Было опрошено 48 специалистов ведущих туристических фирм г. Курска. Анализ данных показал следующее: 62% респондентов весьма высоко оценивают перспективы осуществления на территории Курской области туристской деятельности эколого-этнографического характера, полагая, что богатая и разнообразная культурная традиция Курского края в сочетании с уникальными природными ресурсами территории по праву может стать основой для развития в данной местности экологоэтнографического туризма. По мнению 28% опрошенных, эффективное осуществление данного вида туристской деятельности в регионе возможно только при условии создания емкой маркетинговой программы, которая будет способствовать продвижению экологоэтнографического туризма на территории Курской области и за ее пределами, а также стимулировать рост спроса и предложения на определенный турпродукт.

Грамотная имиджевая политика региона, как полагает 7% респондентов, может вывести некоторые этнографические особенности Курского края на уровень бренда данной территории, что в свою очередь будет играть значительную роль в создании позитивного, привлекательного для туристов образа региона и позволит успешно развивать экологоэтнографическое направление туристской деятельности в Курской области. Наиболее ярким положительным примером реализации данной стратегии эксперты называют ивентбренд — Курская коренская ярмарка, которая в XIX в. была в числе трех главных ярмарок России. Сегодня она сочетает в себе давние традиции, праздничную атмосферу, а также универсальный характер рыночных отношений. Здесь можно встретить товаропроизводителей из многих регионов России, партнеров из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Географическим расположением, возрождающейся популярностью и экономическим ростом Курская коренская ярмарка оправдывает свое историческое название «Южных торговых ворот России». Особо внимания заслуживает место проведение ярмарки — паломнический историко-культурный центр «Коренная пустынь», который на протяжении многих лет принимает иностранных и российских паломников, туристов, гостей, знакомя их с духовными и православными святынями Курского края.

Как показывает исследование, факторами, сдерживающими развитие экологоэтнографического туризма в Курской области, являются низкий уровень комфортности туристской инфраструктуры по основным компонентам системы обслуживания (гостиничный сектор, транспортное обеспечение, предприятия питания), слабость рекламноинформационного обеспечения туристской деятельности не только регионального, но и внутриобластного масштаба, отсутствие емкого, конкурентоспособного тематического турпродукта. Эксперты отмечают, что улучшению ситуации будут способствовать:

Создание партнерской сети туристических компаний и организаций г. Курска, заинтересованных в развитии экологоэтнографического туризма на территории региона.

Инвентаризация объектов экологического и этнографического видов туризма на территории Курской области.

Обеспечение данной сферы туристской деятельности кадровыми, материальнотехническими, финансовыми, рекламноинформационными ресурсами.

Мы полагаем, что организация путешествий на базе объектов экологоэтнографического туризма будет способствовать вхождению туристов в активный режим самообразования, при котором у них появляется возможность познакомится с историей Курского края, бытом населения, особенностями труда, обрядами и праздниками, народным творчеством прошлого и настоящего. Элементы этнографического наследия помогают людям «отметить» следы «прошлого» в истории своего народа и сосредоточить внимание на новом и прогрессивном. Такая практика свидетельствует в пользу широкого применения и использования средств эколого-этнографического туризма для сохранения и приумножения культурноисторического наследия в целях усиления народно-патриотической духовности и державности России.

Примечания

См.: Арнольдов, А. И.

Введение

в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеч. ценностей, 1993. С. 12.

Ледовских, Е. Ю. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула: Гриф и К, 2002. С. 11.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой