Предисловие.
Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности
В соответствии с этим экскурсионное дело состоит из трех основных разделов — теории, методики и практики. Экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экскурсионная методика — это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо… Читать ещё >
Предисловие. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экскурсионное дело — это отрасль научного знания, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии как способа познания окружающей действительности, занимается историей этого вида деятельности, разработкой конкретных методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на разные темы и для разных групп людей, а также проблемами подготовки экскурсионных кадров и технологией организации экскурсионной работы.
В соответствии с этим экскурсионное дело состоит из трех основных разделов — теории, методики и практики. Экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экскурсионная методика — это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, в данном случае это совокупность способов оптимального проведения экскурсии. Экскурсионная практика — умение проводить экскурсии и организовывать экскурсионную работу.
Термин «экскурсия» происходит от латинского слова «excursion» — поездка. Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера.
Понятия «экскурсия» и «туризм» близки. Экскурсионная программа всегда входила и входит в туризм. Но экскурсия может существовать и без туризма. В туризме всегда есть момент отдыха, а экскурсия — это процесс познания окружающей действительности, а значит — интеллектуальный труд.
Еще великий чешский педагог и просветитель Ян Амос Коменский (1592—1670) настаивал, что в школах надо учить вещам, а не словам, и тем самым создал почву для школьной экскурсионной практики и методики: для того, чтобы изучать вещь, необходимо принести ее в класс; если нельзя ее принести, то нужно выйти из класса и изучать ее на месте, а это и есть экскурсия (выход).
И. М. Гревс, много сделавший для развития экскурсионного метода обучения в дореволюционной России, писал: «Часто то, что из книги и устной беседы приобретается лишь медленно и ложится в сознании туманным пятном или отвлеченным, неопределенным понятием, то в экскурсии озаряется ярким светом, превращаясь в отчетливый образ…». И поэтому не случайно в России, а потом в Советском Союзе экскурсии, как форма и метод приобретения знаний, стали активно использоваться во всех видах обучения.
В наше время экскурсии по-прежнему составляют важную часть образовательного процесса в начальной, средней и высшей школе. Кроме этого, экскурсионные услуги является неотъемлемой частью туризма. В состав практически каждого турпродукта входят экскурсии (за исключением сложных спортивных, охотничьих или рыболовных туров).
Сегодня в России реализуется государственная программа развития культуры и туризма в России до 2020 года. Одна из целей программы — «укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры и благоприятной для туризма». Экскурсоводы и гиды — визитная карточка страны, региона, города. От них во многом зависит восприятие туристами посещаемых мест, их желание побывать в России еще не один раз.
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить:
трудовые действия
- • владения навыками проведения маркетинговых исследований и создания базы данных по туристским ресурсам;
- • планирования программ экскурсий, составления программ тура;
- • расчета себестоимости экскурсий, определение цены турпродукта;
- • планирования рекламной кампании, проведения презентаций, включая работу на специализированных выставках;
- • организации и проведения экскурсий;
- • использования различных методик формирования экскурсионных маршрутов;
необходимые умения
- • работать с информационными и справочными материалами;
- • составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов;
- • вести документооборот с использованием информационных технологий;
- • рассчитывать себестоимость экскурсии и определять цену турпродукту;
- • работать с агентскими договорами;
- • консультировать партнеров по турпродуктам;
- • работать с заявками на бронирование турпродукта;
- • предоставлять информацию турагентам по рекламным турам;
- • использовать эффективные методы общения с клиентами;
необходимые знания
- • видов экскурсионного продукта;
- • правил работы на выставках, методы анализа результатов деятельности на выставках;
- • способов обработки исторических данных;
- • планирования программ турпоездок;
- • основных правил и методики составления программ экскурсий;
- • способов устранения проблем, возникающих во время экскурсии;
- • методики расчета стоимости экскурсионного обслуживания;
- • техники эффективного делового общения, протокол и этикет.
Авторы учебника попытались в той или иной степени затронуть обозначенные вопросы и проблемы.
Цели учебной дисциплины «Технологии и организация экскурсионных услуг» — дать обучающимся теоретические знания о сущности экскурсионной услуги, об экскурсионном методе познания, сформировать профессиональные навыки проектирования разных видов экскурсий и экскурсионных туров, подготовить к сервисной деятельности по предоставлению экскурсионных услуг.
В учебный материал включены выводы и рекомендации, представленные в современных исследованиях по истории и теории туристской и экскурсионной деятельности, в другой специальной литературе. Использованы теоретические работы крупных практиков экскурсионного дела дореволюционного, советского и постсоветского периодов, не утратившие своей актуальности.