Некоторые проблемы физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проблемы физкультурного воспитания студенческой молодежи приобрели особенную актуальность в условиях переустройства российского общества, реорганизации вузовского образования и его гуманитаризации. Свидетельство этого — острые концептуальные дискуссии на страницах центральной печати по вопросам формирования физической культуры студентов вузов нефизкультурного профиля. Широко известно, что… Читать ещё >
Некоторые проблемы физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Некоторые проблемы физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проблемы физкультурного воспитания студенческой молодежи приобрели особенную актуальность в условиях переустройства российского общества, реорганизации вузовского образования и его гуманитаризации. Свидетельство этого — острые концептуальные дискуссии на страницах центральной печати по вопросам формирования физической культуры студентов вузов нефизкультурного профиля. Широко известно, что профессиональное обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объёмом учебной работы и высокой умственной напряжённостью. При этом интенсивность учебного процесса в вузах имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости её усвоениями студентами в сжатые сроки. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура должна входить обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Наряду с этим исследования специалистов Башкирского государственного университета ещё в 1996 году показали, что в физическом воспитании студентов имеются определенные проблемы, которые заключаются в противоречии между уровнем социальных требований и эффективностью физического воспитания. Количество студентов в специальных медицинских группах, число случаев и дней трудопотерь, средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности студентов постоянно растут. Регулярно занимаются физическими упражнениями (три раза в неделю) только 26% обучающихся. Во всех вузах лишь двенадцатая часть студентов в свободное время проводят физическую тренировку, а на старших курсах — 6%. Как следствие этого — низкий уровень функциональных резервов организма и физической подготовленности выпускников, ограниченность их двигательных умений и навыков, отсутствие знаний по элементарным основам физического воспитания. В современных условиях эти негативные тенденции сохраняются, а в некоторых случаях и усугубляются.
В контексте настоящей работы мы рассматривали только проблемы физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В связи с увеличением количества студентов с такими отклонениями возрастает значение специального направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются больные люди — адаптивной физической культуры. В то же время возрастает роль лечебной физической культуры, которая представляет собой научно-практическую и медико-педагогическую дисциплину, изучающую теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.
В специальное учебное отделение вуза зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Это студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. К сожалению, по ряду причин в некоторых высших учебных заведениях имеются случаи, когда первичное врачебное обследование перед началом учебных занятий на первом курсе носит поверхностный и формальный характер: контроль за прибытием студентов на осмотр снижен, графики обследования зачастую не соблюдаются, обязательный объём исследований не выполняется, квалифицированное заключение не делается, отсутствует преемственность в работе медицинского персонала и преподавателей — специалистов в области физической культуры и спорта. Всё это затрудняет работу по комплектованию специальных медицинских групп и плановому учебно-воспитательному процессу. Повторные ежегодные врачебные обследования студентов практически нигде не проводятся; имеются проблемы в организации и осуществлении медицинской помощи; дополнительные врачебные осмотры перед возобновлением занятий после перенесенного заболевания осуществляются не всегда.
Время диктует необходимость создания единой технологии профилактики, сохранения здоровья и проведения лечебно-диагностических мероприятий для специфического контингента — студенческой молодёжи в виде создания систем: «Городской центр здоровья студенческой молодёжи (областной, районный) — Филиалы центра в каждом вузе» или «Городской (областной, районный) студенческий лечебно-диагностический центр (поликлиника) — Медицинские пункты вузов как структурные подразделения центра (поликлиники)», предусмотрев различные схемы их бюджетного финансирования в рамках Минздравсоцразвития и оставив в компетенции администрации вузов только ответственность за явку студентов на плановые обследования и осмотры.
Государственные программы по физическому воспитанию студентов рекомендуют осуществлять распределение обучаемых для занятий по нозологическим формам. В настоящее время комплектование учебных групп в специальном отделении целесообразно проводить с учётом медицинских показаний, физического развития и физической подготовленности. Это представляет достаточно сложную проблему, требующую усилий различных специалистов.
Опыт практической работы показывает, что в современных условиях до 35% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, из них большинство постоянного (хронического) характера. В структуре заболеваний обучаемых превалируют патология опорно-двигательного аппарата (42%), заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем (22%), желудочно-кишечного тракта (10%), миопия (8%). Несмотря на то что принадлежность к той или иной специальной медицинской группе считается ситуацией временной, как правило, студенты длительно (а зачастую в течение всего срока обучения по дисциплине) находятся в специальном учебном отделении.
К сожалению, до настоящего времени целенаправленное системное исследование проблемы физической культуры студентов специального отделения практически не проводилось. Здесь представляется перспективным рассмотреть её с позиций теории функциональных систем П. К. Анохина, которая, с одной стороны, существенно обогатила кибернетику, а с другой — в значительной степени стала самостоятельной и выступает как методология не только при изучении функционирования организма, но и различных видов его деятельности. Эта теория, в отличие от других направлений системного подхода, исходит из ведущей роли полезного для системы результата эффективности занятий на кафедре физической культуры и спорта. Результат выступает в качестве системообразующего фактора.
По мнению П. К. Анохина (1971, 1975, 1980), системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. При этом основным критерием выделения системы из окружающей среды является ее рассмотрение со стороны целевого назначения. Так, основная цель функционирования системы физического воспитания студентов заключается в формировании и развитии физической культуры личности обучаемых.
Известно, что исходной стадией любой функциональной системы является стадия афферентного синтеза. На этой стадии осуществляется синтез возбуждений, обусловленных пусковым стимулом (нормативно-правовой базой), доминирующей мотивацией, уровнем базовой (до начала обучения в вузе) физической подготовленности студентов, обстановочной афферентацией (воздействием совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, в которой осуществляется учебный процесс). Афферентный синтез обеспечивает постановку цели физического воспитания, достижению которой посвящена вся дальнейшая логика системы, и завершается он стадией принятия решения.
Рис. Функциональная система физического воспитания студентов.
На рис. представлена архитектура функциональной системы физического воспитания студентов, которая включает все общепринятые стадии, или «узловые механизмы» (реализован принцип изоморфизма).
Акцептор результата физического воспитания предвосхищает свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, следовательно, как бы опережает ход событий. Происходит программирование основных параметров потребного результата. Эффекторному (многокомпонентному) действию — непосредственному осуществлению физического воспитания студентов — предшествует стадия эфферентного синтеза, когда исполнительные акты формируются в виде определенных комплексов возбуждения, которые реализуются и оформляются в виде соответствующих планов. Они определяют пути, средства и темп достижения конечных целей системы (учебно-методический комплекс).
Все этапы достижения результата подготовки студентов постоянно оцениваются профессорско-преподавательским составом за счет обратной афферентации. В случае если последняя не несет полноценной информации об оптимальном уровне результата и его параметры не соответствуют свойствам акцептора результата, возникает ориентировочно-исследовательская реакция, перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, деятельность функциональной системы осуществляется в новом, необходимом для удовлетворения исходной потребности направлении. При этом обратная афферентация поступает не только к акцептору результата, но и на предыдущие блоки и определяет динамику их характеристик. При таком направлении обратной афферентации более логичным представляется и корректировка блока принятия решения. Всё вышеизложенное должно быть стандартом учебно-воспитательного процесса.
Обычно при осуществлении физического воспитания учитываются только две из перечисленных составляющих афферентного синтеза: обстановочная афферентация — воздействие совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, и пусковой стимул или пусковая афферентация: требования руководящих документов, постановка задач руководством вуза, указания различных министерств и ведомств и др. Обстановочная афферентация в системе физического воспитания требует дальнейшего исследования. К ее оценке можно подходить более широко.
Изучение пускового стимула (соответствующей нормативно-правовой базы) показало, что требования к обязательному минимуму содержания дисциплин по предмету «Физическая культура» для юридических специальностей сформулированы крайне сжато, лаконично и, на наш взгляд, не раскрывают всех задач, решаемых дисциплиной в высшем учебном заведении. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата предусмотрено овладение выпускником следующей общекультурной компетенции: владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом. Но при этом основная образовательная программа бакалавриата не предусматривает изучение учебного цикла «Физическая культура». В то же время вуз вне расписания учебных занятий в обязательном порядке обеспечивает условия обучающимся для самостоятельных и под руководством преподавателей занятий по физической культуре, которые проходят в течение всего периода обучения на спортивных площадках, отвечающих современным требованиям. Вызывает вопрос формулировка компетенции «Участвует в занятиях физической культурой и спортом».
На физическую культуру при подготовке специалиста в соответствии со стандартами отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам: «Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 зачетной единицы в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов».
Таким образом, отсутствует в целом единый подход к овладению ценностями физической культуры студенческой молодёжью, а по многим специальностям образовательные стандарты требуют скорейшей корректировки. Всё вышесказанное имеет прямое отношение и к учебным занятиям в специальном медицинском отделении.
При разработке квалификационных требований к выпускнику вуза в большинстве случаев не учитываются результаты исследований в области физической культуры и спорта, данные состояния здоровья обучаемых. Содержание многих регламентирующих документов создаёт определенные трудности при обосновании роли, необходимости и объема изучения дисциплины «Физическая культура». Все это приводит к снижению эффективности пускового стимула и создает условия к дестабилизации функционирования системы физического воспитания.
Совокупность условий, составляющих конкретную обстановку, в которой происходит процесс овладения знаниями физической культуры в вузе, характеризуется специфическими особенностями: профессиональное обучение осуществляется на фоне социально-экономических трудностей, дефицита ресурсов, сложностей комплектования, неодинакового исходного уровня физической подготовленности и состояния здоровья, низкой мотивации, проблемы учебно-материальной базы. Наряду с этим студенты встречаются с целым комплексом новых условий, характерных для образовательного пространства вуза. Они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, а преодоление новизны условий учебной деятельности требует значительной затраты сил организма. Происходит активное, творческое приспособление студентов, в процессе которого складывается коллектив, формируется продуктивная организация, коллективный и личный режим учебной деятельности, призвание к избранной профессии, система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств. То есть идет процесс адаптации в совокупности всех его компонентов, характерных для системы высшего образования: профессионального, социально-психологического, дидактического, психофизического, физиологического. При этом необходимо отметить, что студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по-видимому, сложнее переносят ломку старого, сложившегося за годы учебы в школе жизненного стереотипа и формирование нового.
Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться уменьшением, а иногда и истощением психофизиологических резервов организма, связанного с нервно-эмоциональным, интеллектуальным и физическим напряжением.
Среди условий, влияющих на эффективное функционирование системы физического воспитания, ведущая роль принадлежит состоянию учебно-материальной базы. К сожалению, во многих вузах в процессе занятий в специальном медицинском отделении имеются трудности с выделением академических часов для их проведения, со спортивными сооружениями, местами для учебных занятий, спортивной формой и инвентарем. При этом финансовые средства для аренды спортивных сооружений и спортивно-оздоровительных комплексов выделяются не всегда.
Специалисты в области физической культуры и спорта оценивали уровень своей удовлетворенности условиями педагогической деятельности. При этом наиболее высокий коэффициент отмечался в отношении своей профессиональной подготовленности, взаимоотношений со студентами и коллегами, руководством вуза. Вместе с тем преподаватели были недостаточно удовлетворены уровнем мотивации и базовой физической подготовленности студентов, учебно-материальной базой, финансовым обеспечением учебного процесса. Кроме этого необходимо отметить в целом достаточно низкую заработную плату преподавателей.
Принципиальным этапом процесса физического воспитания является его принятие студентами, которые как бы проецируют свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с учебной деятельностью. Это порождает желание выполнить соответствующие мероприятия определенным образом, определяет энергетическую основу поведенческого акта, пронизывает всю архитектонику физического воспитания. Кроме того, мотивационное возбуждение осуществляет своеобразную настройку структур мозга и периферических рецепторов к соответствующим раздражителям внешней среды, удовлетворяющим лежащую в ее основе доминирующую потребность. Возбуждения, вызванные действием подкрепляющих агентов, запечатляются в мозге и при последующем возникновении соответствующей доминирующей потребности могут, по-видимому, извлекаться из памяти мотивационным возбуждением по голографическому принципу, т. е. как бы одним «опорным» лучом.
Доминирующим мотивом у студентов специального медицинского отделения является желание получить зачет по дисциплине «Физическая культура», желание хорошо выглядеть, улучшить состояние здоровья. Необходимо отметить, что крайне низкие оценки получили мотивы, основанные на необходимости хорошей физической подготовленности для будущей профессиональной деятельности и на привычке к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Первая стадия функционирования системы обеспечивает постановку целей физического воспитания и завершается принятием решения на ее проведение в рамках учебного плана. Непосредственному усвоению теоретических знаний и приобретению практических навыков предшествует программирование основных параметров будущего результата, что оформляется в виде соответствующих документов планирования кафедры и определяет пути, средства и темп достижения конечной цели функционирования системы.
Содержание и объем учебной программы по физическому воспитанию студентов специального медицинского отделения соответствует учебному плану и общему бюджету учебного времени, отводимому на изучение дисциплины. физический воспитание студент медицинский Уже на этом этапе можно предположить, что недостаточное количество времени общего бюджета учебного плана (на учебные занятия под руководством преподавателя), отводимое на использование средств физического воспитания, не обеспечит должного укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и сохранения высокой работоспособности обучаемых.
Потребный результат овладения ценностями физической культуры в вузе как студентов основного, так и специального отделения, по мнению преподавателей-специалистов, должен включать в себя: ведение здорового образа жизни; развитие физических качеств на уровне оценки «хорошо»; улучшение физического развития, укрепление здоровья, постоянное закаливание организма и его готовность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности; развитие потребности к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями.
Сразу видно противоречие между параметрами программы физического воспитания и потребным результатом.
По мнению студентов академии, только у 8−12% выпускников развита потребность к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями. Каждый третий-четвертый выпускник имеет хроническое заболевание, требующее систематического врачебного наблюдения. Только 15−20% будущих специалистов могут сдать нормативы.
Необходимо отметить, что ориентировочно-исследовательская реакция на несоответствие акцептора и результата в существующей системе физического воспитания малоэффективна. Она не приводит к перестройке афферентного синтеза и принятию нового решения, для того чтобы деятельность функциональной системы начала осуществляться в новом, необходимом для удовлетворения исходной потребности направлении.
Таким образом, рассмотрев физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с точки зрения теории функциональных систем, можно сделать вывод, что положение дел требует такой постановки процесса, которая позволила бы обеспечить единство практического освоения ценностей физической культуры в сочетании с формированием установки на повседневное физическое совершенствование и самосовершенствование в условиях даже минимального количества времени, отводимого на регламентированные занятия в вузах.
Однако реальный срок обучения по дисциплине (2−3 года, а в некоторых случаях вообще отсутствие учебного времени) не позволяет разработать эффективную систему физического воспитания в вузе. Пока не будет сформировано мотивационно-ценностное отношение к здоровому образу жизни и физической культуре в семье, обществе, дошкольном, школьном, среднем и высшем профессиональном образовании, результатом которого станет потребность обучаемых в регулярных занятиях физическими упражнениями, по нашему мнению, нельзя обойтись без учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» в течение всего срока профессиональной подготовки студентов.
В настоящее время требуют коррекции практически все компоненты функциональной системы физического воспитания студентов (пусковой стимул, базовая физическая подготовленность абитуриентов, мотивация, совокупность внешних факторов, принятие решения, программа, акцептор и результат, инструментарий обратной афферентации). Всё это в полной мере относится к физкультурному образованию студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Библиографический список
- 1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
- 2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
- 3. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
- 4. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М., 2010.
- 5. Барчуков И. С. Физическая культура. М., 2003.
- 6. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура. М., 2009.
- 7. Гилязитдинов Дж.М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов. М., 1996.
- 8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д., 2010.
- 9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М, 2001.