Качество и конкурентоспособность товара
При удовлетворении потребности покупатель несёт расходы, как по приобретению товара, так и по его потреблению. В целом общая сумма этих затрат выступает для него в виде «цены удовлетворения потребности» или «цены потребления». Приобретая, например, трактор, необходимо учитывать не только цену его покупки, но и эксплуатационные расходы (расход горюче-смазочных материалов на единицу работы… Читать ещё >
Качество и конкурентоспособность товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С точки зрения экономической теории, товар — это продукт труда, произведенный для продажи. С позиций маркетинга более важным в товаре является его потребительная стоимость. Товар — все, что может удовлетворить нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Международный стандарт определяет качество как: совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять определённые потребности.
Предполагаемые потребности должны быть установлены и определены, и выражаться в свойствах и количественных характеристиках этих свойств, отражающих различные стороны продукта (рис. 1).
Рисунок 1 — Характеристики качества.
Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характерным свойствам.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они подразделяются на категории:
- — показатели функциональной и технической эффективности— производительность станка, прочность ткани и т. д.;
- — показатели конструктивные — габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости и т. д.;
- — показатели состава, структуры — процентное содержание, концентрация и др.
Показатели надежности характеризуют следующие свойства:
- — безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающейся в вероятности безотказной работы, средней наработки до отказа, интенсивности отказов;
- — ремонтопригодность— свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания;
- — восстанавливаемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления;
- — сохраняемость — свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.
Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.
Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию: себестоимость; цена покупки; цена потребления; рентабельность и пр.
Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности.
Эргономические показатели — соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций таких как: гигиенические; антропометрические; физиологические; психологические.
Эстетические показатели — внешнее восприятие товара, характеризуют: информационно-художественную выразительность изделия; рациональность формы; целостность композиции.
Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.
Качество товара зависит от: уровня конструктивной проработки, качества сырья и материалов, уровня технического развития фирмы, прогрессивности технологии организации труда и производства, квалификации кадров.
Конкурентоспособность товара — относительная и обобщённая характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента.
Между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует тесная взаимосвязь.
Общими для них является то, что они определяются через совокупность свойств товара и представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и технического прогресса.
Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, нельзя полностью отождествлять понятия «конкурентоспособность» и «качество».
Так, с позиции качества сравниваются только однородные товары, что значительно сужает рамки классификации товаров с позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность. При этом возможно сопоставление и неоднородных товаров, т.к. они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Следующим различием между качеством и конкурентоспособностью товара является их категориальное различие. Конкурентоспособность товара — важная рыночная категории. Качество — категория, присущая не только рыночной экономике. Поэтому конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер, шире понятий «качество товара» (рис. 2).
Рисунок 2 — Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции.
При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах под влиянием изменения конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, воздействия рекламы и других внешних факторов.
В отличие от качества уровень конкурентоспособности продукции наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к товару характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроками поставки; качеством сервиса, рекламы; повышением (снижением) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменением соотношения спроса и предложения, финансовыми условиями и др.
Таким образом, категория качества лежит в основе понятия конкурентоспособности. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения Если производитель намерен сделать свою продукцию конкурентоспособной, он должен определить условные характеристики прогнозируемой потребности возможно точнее.
Особо следует остановиться на группе параметров, которые характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим стандартам и нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью.
Выполнение условия о совпадении технических параметров потребности и товара является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар.
Нормативные показатели — используемые для определения соответствия продукции обязательным национальным стандартам.
Патентно-правовые показатели — определяющие патентную чистоту продукции, степень воплощения в изделии оригинальных технических решений, не подпадающих под действие патентов в конкретной стране.
При удовлетворении потребности покупатель несёт расходы, как по приобретению товара, так и по его потреблению. В целом общая сумма этих затрат выступает для него в виде «цены удовлетворения потребности» или «цены потребления». Приобретая, например, трактор, необходимо учитывать не только цену его покупки, но и эксплуатационные расходы (расход горюче-смазочных материалов на единицу работы, ремонтопригодность, технологичность, надёжность, трудоёмкость обслуживания и т. д.), стоимость запасных частей и используемых материалов. Может оказаться, что машина более дешёвая при попке окажется более дорогой в эксплуатации, что может привести к резкому увеличению «цены удовлетворения потребности».
Стремясь добиться оптимального соотношения уровня потребительских свойств товаров и своих расходов, покупатель выбирает то изделие, по которому будет, достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат. Таким образом, для определения конкурентоспособности какого-либо товара необходимо провести сравнение цен потребления. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является самым сложным моментом, что позволяет неоднозначно толковать его. Обязательным условием при сравнении является сопоставимость значений показателей оцениваемой продукции и аналога, определяемых в зависимости от соответствующих этапов их разработки, изготовления и эксплуатации.
Таким образом, конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).