PR-тексты как средство информационного обеспечения деятельности организации
Базисные тексты расчленяются на две группы по признаку первичности в процессе PR-коммуникации: тексты могут участвовать в PR-коммуникациях в своем первичном виде — они являются результатом деятельности базисных или технологических субъектов PR и предоставляются общественности, в том числе и СМИ, в своем, первичном виде. Такие тексты называются первичными. Однако PR-информация может доставляться… Читать ещё >
PR-тексты как средство информационного обеспечения деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о PR-документах и PR-текстах
В научной и методологической литературе понятие «PR-текст» не используется, оно заменяется в основном взятым из западных учебников термином «материалы для прессы». Это имеет свои основания, так как часть PR-текстов действительно распространяется через СМИ — основной канал распространения PR-информации.
Ближе всего к понятию PR-тест, на наш взгляд, подошел Е. Блажнов, который вводит в научный оборот понятия «ПР — обращение» и «ПР — письмо», подразумевая под первым любой текст, несущий на себе функции PR, а под вторым — текст «директ мейл» — прямой адресной (почтовой) рассылки Блажнов Е. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 1994., предлагай еще один из классифицирующих признаков PR-текста — способ его доставки целевому адресату.
Источники PR-текста обязательно содержат информацию, инициированную данным базисным PR-субъектом о нем самом.
Под базисным (а точнее, под прямым предметным базисным) субъектом PR понимаются:
- -«индивиды (политические, государственные и общественные деятели, руководители организаций, бизнес-лидеры, деятели искусств и персонажи шоу-бизнеса);
- -социальные общности различных типов и уровней (социально-демографические, гендерные, социально-профессиональные, социально-территориальные, этно-национальные, конфессиональные и другие общности);
- -социальные организации (предприятия, организации, учреждения, фирмы и т. д.);
- -социальные институты (государственные и общественные институты: органы представительной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, политические партии и общественные движения)» Шишкина М. А. Указ. соч. с. 80. Выделяются также и технологические субъекты PR, выступающие в роли исполниетля заказа на осуществление PR-деятельности со стороны прямого предметного субъекта PR.
Среди письменных источников PR-текста мы выделяем первичные и вторичные. В качестве первичных письменных источников используются различного рода служебные документы, являющиеся инструментом управленческих коммуникаций. Это «1) директивные и распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и т. п.); 2) административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы, служебные письма и т. д.); 3) документы по личному составу работающих, включая такие их виды, как заявление, автобиография и т. п. (личные документы); 5) учетная документация» Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов м., 1997. С. 5. М. Ю. Рогожин, специально изучая документы делового общения, дает следующий их список: приказ, директива, приказание, указание, постановление, положение, план, отчет, доклад, протокол, акт, телеграмма, письмо, справка. Документы характеризуются наличием грифа, сроков исполнения, видрм содержащийся в них информации. Более подробную характеристику указанных типов документов см.: Ргожин М. Ю. Документы делового общения. М. 2001. С. 14−16.
Вторичными источниками для PR-текста будут служить публикации, выступления в СМИ о базисном субъекте PR, отражающие общественную точку зрения или мнение отдельного журналиста, органа СМИ, что является в модели PR-коммуникаций средством обратной связи. Вторичные источники PR-текста, как уже отмечалось выше, могут служить основой одной из его уже указанных жанровых разновидностей — пресс-ревю.
Любой текст должен иметь свою тему — это то главное, о чем говорится в данном речевом произведении, это и материал, организуемый в соответствии с целями и задачами текста. Для PR-текста — это событие (новость) или ситуация, связанные с деятельностью базисного субъекта PR. В центре PR-текста, таким образом, находится базисный PR-субъект. Следовательно, объектом PR-теста или, точнее, объектом отражения PR-текста становится некая социальная реальность, выступающая в виде организации и ее деятельности, первого лица или сотрудников этой организации, информация о которых способствует формированию оптимальной коммуникационной среды данной организации. Под PR-текстом мы понимаем простой или комбинированный текст, содержащий PR-информацию.
Первый классифицирующий признак, по которому можно дать жанровую типологию PR — текстов — степень эксплицитности дифференциальных признаков рассматриваемого феномена. Основной корпус PR-текстов, имеющий все признаки рассматриваемого феномена называется базовым текстом. Но в пространстве PR-коммуникаций существует ряд текстов, которые не в полной мере наделены совокупностью дифференциальных признаков PR-текста и отражают их. А. Д. Кривоносов называет их смежными.
Базисные тексты расчленяются на две группы по признаку первичности в процессе PR-коммуникации: тексты могут участвовать в PR-коммуникациях в своем первичном виде — они являются результатом деятельности базисных или технологических субъектов PR и предоставляются общественности, в том числе и СМИ, в своем, первичном виде. Такие тексты называются первичными. Однако PR-информация может доставляться общественности и в уже обработанном виде. Это жанры, которые создаются сотрудниками PR-структур или самими журналистами на основе первичных текстов и попадают к целевой аудитории исключительно через СМИ. Такие вторичные тексты определены как медиатексты.
Базисные первичные тексты могут подразделяться по признаку «сложность текста», и здесь выделяются простые и комбинированные тексты.