Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Основные формы связной речи. 
Типы монологов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пример описания: «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом; на хвосте узоры, на ногах шпоры». (К. Д. Ушинский). Выше сказанные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот). Под связной речью понимается… Читать ещё >

Основные формы связной речи. Типы монологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

  • 1) словарную работу (обширный запас слов и умение ими пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно) ;
  • 2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа) ;
  • 3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логической речи. Диалогическая форма речи, являющаяся первично естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос ответ, реплики, пояснения.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. — основные черты диалогической речи.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требую умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно [13, с. 54].

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно — следственных связей).

Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов — описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Пример описания: «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом; на хвосте узоры, на ногах шпоры». (К. Д. Ушинский).

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщая высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Выше сказанные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Пример повествования: К. Д. Ушинский «Гуси». Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги — теги — теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» [6, с. 19].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой