Географические клубы.
Организация внеклассной работы по географии
К походам следует готовиться в течение всего года. С этой целью проводят занятия, на которых отрабатывают необходимые в походе умения и навыки. Занятия проводит учитель географии совместно с учителем физкультуры. Они знакомят школьников с правилами поведения на маршруте, техникой безопасности в пути, умениями оказать первую медицинскую помощь, ориентированием по местным признакам правилами… Читать ещё >
Географические клубы. Организация внеклассной работы по географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями.
Организационная структура клуба такова: во главе стоит председатель, совет клуба (из руководителей различных секций), члены клуба.
Содержание работы клуба может иметь следующие направления: клубы любителей природы, клубы интересных встреч, клубы кинопутешествий.
Клубы любителей природы объединяют всех, кто интересуется физической географией, проблемами охраны природы, защиты растений и животных в первую очередь. При организации работы этих клубов в тесном контакте действуют учителя географии и биологии.
Цель работы клуба — систематическое изучение вопросов охраны природы, глубокое осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными, по практическому осуществлению охраны природы родного края.
Задача клубной работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как охранять природу, привитии навыков самостоятельной и практической работы в природе.
Основные формы занятий школьного клуба — лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.
Работа клуба проходит по плану. Заседание клуба осуществляется один раз в месяц. В плане мероприятий указывают сроки и ответственных за их проведение.
Работа клуба играет большую роль в деле воспитания экологической культуры выпускников школы, в профориентационной работе, в воспитании любви к своему родному краю.
Туристско-краеведческие клубы объединяют любителей походов и путешествий, интересующихся природой и историей родного края. Организаторами таких клубов, как правило, бывают учителя географии, истории, физкультуры.
Работа в туристско-краеведческих клубах ведется в течение всего учебного года: турклубы организовывают походы выходного дня, туристские слеты, конкурсы туристской песни, вечера «Знаешь ли ты свой край?» и т. п.
Значение туристско-краеведческих клубов трудно недооценить: они учат ребят бережно относиться к природе, способствуют укреплению их здоровья.
В работе клуба наиболее четко выделяются два направления: спортивный туризм и краеведческая работа во время походов.
К походам следует готовиться в течение всего года. С этой целью проводят занятия, на которых отрабатывают необходимые в походе умения и навыки. Занятия проводит учитель географии совместно с учителем физкультуры. Они знакомят школьников с правилами поведения на маршруте, техникой безопасности в пути, умениями оказать первую медицинскую помощь, ориентированием по местным признакам правилами поведения в природе, разведением костра и т. д. Эти теоретические и практические занятия можно проводить в форме игр, соревнований.
На теоретических занятиях учащимся дают нужные инструкции, которые могут быть помещены на стендах в кабинете географии или в спортивном зале.
Подготовка к походам начинается со знакомства с элементарными правилами. Все эти правила отрабатывают в походах выходного дня. Маршруты походов ребята выбирают вместе с учителем, начиная с наиболее легких.
Цели похода: познавательная, общественно-полезная и оздоровительная. Познавательная цель включает знакомство с достопримечательностями по маршруту следования и комплексные физико-географические наблюдения. Общественно-полезная — сбор краеведческого материала или выполнение заданий других организаций. Оздоровительная цель важна, так как поход проводится в каникулярное время, поэтому учащиеся должны вернуться отдохнувшими Прохорчик А. Ф. Организация внеклассной работы по географии. — Минск: Народна асвета, 1980. — С. 19.
Учителя географии и физкультуры много делают для подготовки школьников к спортивному ориентированию. Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию осуществляется в течение довольно продолжительного времени. Большую помощь в этой работе оказывают специальные стенды «Ориентирование на местности» или «Умеешь ли ты ориентироваться?».
Когда школьники приобретут необходимые знания, можно перейти к отработке и закреплению их в виде географических игр, а потом уже переходить к соревнованиям на местности.
Игры можно проводить как в помещении, так и на местности, в зависимости от погодных условий.
Туристический слет является завершающим этапом всей туристско-краеведческой работы в школе. В слете участвуют все члены клуба, а также другие учащиеся. Слет проверяет, насколько успешно занимались школьники в клубе, как они овладели необходимыми умениями. Школьные слеты, как правило, продолжаются 1−2 дня.
Клубы интересных встреч отличает разнообразие тематики. В этих клубах принимают участие школьники разного возраста. Основное направление в работе клубов — знакомство с представителями разных профессий, людьми, работавшими за рубежом. Особенно эффективны для пропаганды различных профессий кружковые формы работы или организация специальных клубов: «Юный геолог», «Юный метеоролог» и т. п.
Школьные клубы кинопутешествий объединяют учащихся, которые мечтают о дальних странах. В этих клубах наибольшее распространение получили игровые формы ведения занятий. Учащиеся по очереди выступают в ролях ведущих, журналистов, ученых, путешественников. Каждое занятие клуба обязательно сопровождается показом слайдов, кинофильмов, диафильмов, которые в конце занятия широко обсуждаются.
К работе любого из названных клубов можно привлечь родителей школьников, которые могут быть активными помощниками в походе, почетными гостями клуба интересных встреч и т. п. Работа в контакте с родителями усиливает воспитательный аспект.
При клубной форме работы больше внимания уделяется практической деятельности учащихся, организации их общественно полезного труда и меньше внимания — теоретическим методам работы с литературой, справочниками и т. д.