Сравнительная характеристика избирательных систем Республики Беларусь и Российской Федерации
Формирование Центральной Избирательной Комиссии России как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов и референдума в Российской Федерации происходит на основе соблюдения равенства основных политических сил и при учете федеративного устройства государства: в ее составе 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять — Советом Федерации… Читать ещё >
Сравнительная характеристика избирательных систем Республики Беларусь и Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сравнительная характеристика избирательных систем Республики Беларусь и Российской Федерации
Избирательная система — важный фактор в политической жизни любой страны. Изучение данных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.
Избирательная система — порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя, закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Республика Беларусь принадлежит к числу государств с наиболее устойчивой, стабильной избирательной системой. Конституция Республики Беларусь была принята парламентом 15 марта 1994 года. Согласно данной конституции Президент Республики Беларусь избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.
Что касается Российской Федерации то, после того, как 12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, лишь один раз в истории современной России — в 2000 году — Президента Российской Федерации выбирали досрочно. В остальных случаях выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации проходили строго в установленные законом сроки.
Например, в Палату депутатов Итальянской Республики в 1992;2008 гг. досрочные выборы назначались трижды. В Японии, где досрочный роспуск Палаты представителей является важным политическим инструментом, в 1993;2009 гг. выборы депутатов Палаты представителей проводились шесть раз, из них досрочно — четыре раза.
избирательная система беларусь российская.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь ее граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального Собрания, который формируется путем косвенных выборов.
Прямые выборы глав исполнительной власти субъектов федеративных государств в мировой практике являются достаточно распространенным явлением. Всеобщие прямые выборы глав субъектов существуют в таких зарубежных государствах, как Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Мексики, Федеративная Республика Нигерия и в ряде иных.
Применяется и система непрямых выборов глав субъектов федераций, а именно: местными законодательными или представительными органами. Ее используют такие федеративные государства, как Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия. Достаточно сложной является структура управления субъектами федерации Королевства Бельгии: страна делится на три языковых сообщества, три региона, четыре языковых зоны и десять провинций, имеет шесть федеративных парламентов и шесть федеративных правительств.
Формирование Центральной Избирательной Комиссии России как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов и референдума в Российской Федерации происходит на основе соблюдения равенства основных политических сил и при учете федеративного устройства государства: в ее составе 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять — Советом Федерации, пять — Президентом Российской Федерации.
Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов как постоянно действующий орган была образована Верховным Советом Белорусской ССР 4 декабря 1989 г. Центральная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий — 5 лет. Центральная комиссия состоит из 12 членов. Состав Центральной комиссии формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.
В зарубежных странах применяются несколько различных вариантов формирования органов, отвечающих за организацию и проведение выборов. В ряде государств эти функции возложены не на специально создаваемые для этой цели органы, а на систему органов внутренних дел, судебную систему, администрации различных уровней. Некоторые страны придерживаются только партийного подхода.
Например, в Великобритании, где основные усилия по организации выборов лежат на органах местного самоуправления и Министерстве внутренних дел, в 2000 году была учреждена Избирательная комиссия Великобритании. К ее компетенции отнесены такие вопросы, как регистрация политических партий, контроль за финансированием партий и некоторые иные вопросы.
В США, где не существует единой общефедеральной избирательной системы, а организация и проведение выборов отнесены к компетенции отдельных штатов, к Федеральной комиссии по выборам, образованной в 1974 году, впоследствии, в 2003 году, добавилась специально созданная Комиссия по содействию выборам, которая является консультативным органом. Все шесть членов Комиссии назначаются Президентом США по совету и с согласия Сената Конгресса США. При этом не более трех из них могут принадлежать к одной партии. На практике это означает, что в состав комиссии входит по 3 представителя от Демократической и Республиканской партий США.
В Грузии члены Комиссии назначаются парламентом по представлению Президента Грузии. В Казахстане членов ЦИК Казахстана назначает Президент Республики и каждая из палат парламента. В Латвии восемь членов Комиссии назначаются Сеймом, один — Верховным Судом Латвии. В Государственную избирательную комиссию Республики Польша назначение проводит Президент по представлениям судебных органов. В Румынии члены постоянного избирательного органа назначаются парламентом, Президентом и премьер-министром. ЦИК Республики Украина формируется Верховной Радой Украины по представлению Президента Республики.
Из приведенных примеров мы видим, что в мире существует огромное множество различных механизмов, обеспечивающих реализацию гражданами их избирательных прав. Выбор той или иной избирательной системы, определение ее конкретных параметров опирается на особенности развития политической культуры государства и его правовые традиции. Каждое суверенное государство имеет право на суверенную избирательную систему, обусловленную ее историей, политической культурой, зрелостью политических институтов.
- 1. Рыбаков А. В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал, 1998, № 2.
- 2. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2001.
- 3. Ковлер А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт / ИГП РАН. М., 1998.