Правовая система (право)
Современная либертарная теория воспринимает законы о государственной власти как форму обеспечения свободы подвластных и оценивает их в зависимости от сообразности с основным предназначением государственной власти — гарантировать свободу, безопасность и собственность. Если законы о власти отрицают свободу подвластных, то с юридической точки зрения подобные законы соответствуют не государству… Читать ещё >
Правовая система (право) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно наиболее умеренной из существующих теорий право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют двуединое целое — «государство-право», существуя и функционируя в нем неразрывно друг от друга. Фактически это означает, что государство и право являются друг для друга признаком, характерной чертой существования, оставаясь при этом самостоятельными явлениями.
Под правом наиболее часто в современной юридической литературе понимают совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), реализация которых обеспечивается мерами государственного воздействия (убеждения, контроля, надзора, принуждения и подавления).
Признавая существование права в качестве одного из признаков государства, многочисленные правовые теории определяют ему различное положение в системе этих признаков, а также выводят сложные прямые и обратные связи в рамках данной системы.
В легистской концепции, возникшей в Германии во второй половине XIX в. и логически завершенной в теории Г. Кельзена в XX в., сама государственная власть приравнивается, по сути, к содержанию законов об этой власти. Легистское государство отождествляется с предписаниями конституционного и административного закона, законодательства о судоустройстве и т. д. То есть основным признаком государства называется право, производным от которого является публичная власть.
Социологическая концепция государства считает обязательными признаками государства подвластную территорию, население и суверенную власть. В легистской концепции все эти элементы трактуются посредством юрисдикции закона. Так, население государства — это сфера действия законов по кругу лиц, государственная территория — сфера действия законов в пространстве, а государственная власть — сами предписания законов, действующие в определенном пространстве и по определенному кругу лиц.
Распространение легистской концепции вызвано стремлением позитивизма рассматривать государство с однозначно юридической, точнее, с легистской позиции. В легизме не власть создает законы, а законы создают государственную власть (т.е. признак наличия права является базовым и более значительным, чем производный признак власти). Если социологическая концепция государства ориентируется только на фактические отношения властвования, не принимая во внимание законность формы власти, то легистская концепция, напротив, отвлечена от фактических политических отношений и изображает государство в виде законодательных предписаний о власти. То, что в реальности власть может осуществляться и не так, как это предписывается законом, здесь не учитывается.
Современная либертарная теория воспринимает законы о государственной власти как форму обеспечения свободы подвластных и оценивает их в зависимости от сообразности с основным предназначением государственной власти — гарантировать свободу, безопасность и собственность. Если законы о власти отрицают свободу подвластных, то с юридической точки зрения подобные законы соответствуют не государству, а деспотии, которая государством не является.