Реформы в области государственно-административного управления и суда
Охрана законности и правопорядка возлагалась на губернского прокурора и губернских стряпчих. Они должны были строго следить за «сохранением целости государственной власти и за всякого рода злоупотреблениями, прежде всего мздоимством». Губернский прокурор был обязан следить за проявлением недовольства властью и информировать об этом генерал-прокурора. Крупный регион (Финляндия) или несколько… Читать ещё >
Реформы в области государственно-административного управления и суда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вторая половина XVIII в. прошла под знаком существенных реформ. Екатерина II значительно укрепила абсолютизм, более того, она стремилась, но возможности заменить коллегиальные органы управления единоличными при безусловном повышении персональной ответственности должностных лиц. Об этом достаточно наглядно свидетельствует повышение роли генерал-прокурора. Значительно снизилась роль Сената как общегосударственного органа управления. Он утрачивает законосовещательную функцию и право толкования законов, становится высшей судебной инстанцией. Вместо Совета при высочайшем дворе в 1768 г. создается императорский Совет — совещательный орган в составе департаментов политических и военных сил.
В 1775 г. была проведена Губернская реформа. Ее причиной стала необходимость повысить эффективность управления на местах, чему в немалой степени способствовала крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Трехзвенное административное деление, введенное Петром I, к этому времени устарело. По новой системе страна делилась на 50 губерний (раньше было 23) с населением по 300—400 тыс. человек. Губерния делилась на уезды с численностью по 30—50 тыс. человек.
Губернию возглавлял назначенный монархом губернатор, в руках которого находилось административно-полицейская и военная власть. При этом центр передавал на места многие ранее ему принадлежащие полномочия, что в условиях огромной территории России было абсолютно необходимо. В первую очередь это касалось производства и руководства казенными предприятиями, а также решение вопросов местного значения: общественного призрения, просвещения, здравоохранения и т. д. Для решения этих вопросов губернии располагали финансовыми средствами и достаточной свободой распоряжения ими.
Доминирующей политической силой выступало дворянство, из среды которого рекрутировались все руководящие кадры. Не только на губернском, по и на уездом уровне все должностные лица назначались и избирались из дворян и с соизволения губернского предводителя дворянства, который в губернской иерархии занимал вторую строчку. Вопросы брака, семьи, обучения и воспитания находились в компетенции архиерея.
Охрана законности и правопорядка возлагалась на губернского прокурора и губернских стряпчих. Они должны были строго следить за «сохранением целости государственной власти и за всякого рода злоупотреблениями, прежде всего мздоимством». Губернский прокурор был обязан следить за проявлением недовольства властью и информировать об этом генерал-прокурора. Крупный регион (Финляндия) или несколько губерний объединялись в генерал-губернаторство (Приамурское, Туркестанское и др.). Генерал-губернатор был в прямом смысле государевым наместником в регионе. В его подчинении были вооруженные силы, дислоцированные в регионе, он вправе был вводить чрезвычайное положение, напрямую обращаться к монарху. Основная сто задача — обеспечение спокойствия и обеспечение социального мира в регионе. Не случайно эта должность была введена после подавления пугачевского восстания. Генерал-губернаторства образовывались именным указом монарха и не были постоянны в своих границах, которые могли меняться в зависимости от политической ситуации.
В уездах высшим должностным лицом являлся капитан-исправник (уездный исправник), избираемый уездным дворянством. На него возлагалась обязанность проведения в жизнь предписаний вышестоящих инстанций, обеспечение правопорядка. Капитан-исправник председательствовал в нижнем земском суде, коллегиальном органе управления, в состав которого помимо него входили два заседателя, избираемых дворянами.
В городах административно-полицейская власть находилась в руках городничего, который по должности руководил и управой благочиния.
Судебная реформа затронула все уровни судебной системы. Судебная система была юридически закреплена в императорском указе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Высшим судебным органом был Сенат. В его компетенцию входила апелляция на решения всех судов империи.
Губернская судебная система включала: Палату уголовных дел, Палату гражданских дел, Верховный земский суд (для дворян), Губернский магистрат (для привилегированного городского населения), Верхнюю расправу (для государственных крестьян, однодворцев и низов посадского населения), Губернский совестный суд, Сиротский суд, Городовых старост, Судей словесного суда (торгового) губернского города[1]. В столицах действовали Верхний и Нижний надворные суды.
На уездном уровне действовали: Уездный земский суд, Городовой магистрат, Нижняя расправа, Нижний земский суд, Городской сиротский суд, Городовые старосты, судьи словесного суда уездного города.
Фактически руководство судебной системой было сосредоточено в Губернских палатах уголовного и гражданского суда, которые были окончательной инстанцией по абсолютному большинству дел. Только в особых случаях можно было обращаться на самый высокий уровень (монарх, Сенат).
Чаще всего Палата гражданского суда решала земельные споры, Палата уголовного суда по первой инстанции рассматривала дела о должностных преступлениях, в апелляционном порядке она рассматривала дела о тяжких преступлениях. Основную массу уголовных и гражданских дел рассматривал Верхний земский суд, состоящий из Департаментов гражданских и уголовных дел. По первой инстанции он рассматривал дела, касающиеся дворян и подпадающих под его юрисдикцию разночинцев. Он выступал в качестве апелляционной инстанции на решения уездных судов, судов уездной дворянской опеки, нижних земских судов. В городах судопроизводство осуществляли городовые магистраты, члены которых избирались на три года населением. Апелляционной инстанцией на их решения были губернские магистраты. По аналогии с Верхним земским судом, они имели два департамента гражданских и уголовных дел, двух председателей и шесть заседателей. По первой инстанции он рассматривал дела, имевшие общегородское значение. Под контролем Губернского магистрата действовали помимо городских магистратов, также сиротские суды и ратуши (для посадского населения), также избираемые на три года.
Дела, касающиеся вдов и сирот, рассматривали сиротские суды, в состав которых входили: городской голова, городовой староста и два члена городского магистрата. Сходные функции имела и так называемая " дворянская опека" . Если решить вопрос сиротский суд был не в состоянии, то дело передавалось в Губернский магистрат, которому были подсудны дела по искам, не превышающим 100 руб., что было по тем временам немалой суммой. Апелляционной инстанцией на решения Губернского магистрата по гражданским делам была Палата по гражданским делам, а ревизионной инстанцией (на приговоры по уголовным делам) — Палата по уголовным делам.
Уездные суды и нижние земские суды составляли низшее звено судебной системы. Им были подсудны иски частных лиц до 25 тыс. руб. и уголовные дела средней тяжести.
Гражданские и уголовные дела в отношении разных служивых людей, а также разных категорий крестьян, за исключением частновладельческих, рассматривала Нижняя расправа в составе судьи, назначаемого губернским правлением и восьми заседателей, которые представляли различные слои населения. В компетенцию Нижней расправы входила также регистрация купчей на землю. Апелляции на решения (приговоры) Нижней расправы рассматривались соответственно в департаментах гражданских и у головных дел Верхней расправы. Цена иска не должна была превышать 100 руб.
Селения, приписанные к казенному ведомству, находились под юрисдикцией сельских старост и выборных (словесных) разборщиков, которые решали дела только в отношении приписанных крестьян.
Многосословными по составу были Совестные суды. Председатель назначался губернатором, а заседатели избирались из разных сословий. Апелляционной инстанцией на их решения были Император и Сенат, что говорит об их высоком статусе. Категории рассматриваемых дел были достаточно специфичными. Это были дела о преступлениях, совершенных в силу непредвиденных обстоятельств, «учиненный безумным или малолетним, и дела колдунов или колдовства, поелику в оных заключается глупость, обман и невежество», а также спорные дела между родителями и детьми об имуществе. В случае если задержанному лицу в течение трех дней не было предъявлено обвинение и оно не подозревалось в тяжком преступлении, то оно было вправе обратиться в Совестный суд для определения его положения до времени разбирательства в соответствующем суде.
Лица, находящиеся на военной или государственной службе, чиновники высокого ранга находились под юрисдикцией надворных судов Москвы и Санкт-Петербурга.
Основная судебная нагрузка падала на Нижний надворный суд, а апелляция на его решение (приговор) подавалась в Верхний надворный суд. Дела, рассматриваемые другими судами в отношении данной категории лиц, рассматривались в апелляционном порядке Верхним надворным судом.
Действия полиции регламентировал " Устав благочиния" , принятый в 1782 г. В соответствии с ним была образована Управа благочиния как часть общей судебной системы. Штатный состав ее включал: полицмейстера, городничего либо обер-коменданта (в крупных городах), приставов гражданских и уголовных дел и избираемых населением ротманов (советников). Кадровые назначения осуществляло Губернское правление, а в столицах — Сенат.
Город делился на кварталы. Каждый квартал находился под контролем частного пристава и квартальных надзирателей (аналог современного участкового уполномоченного).
Управа благочиния рассматривала мелкие гражданские и уголовные дела. Цена иска не превышала 20 руб. Со свойственной Екатерине II определенностью в уставе были прописаны требования к сотрудникам: «здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность к службе императорского величества, усердие общему добру, радение о должности, честность и бескорыстие». Также перечислялись составы правонарушений, проступки нравственного и религиозного характера, и санкции, которые могла применять полиция. К правонарушениям и проявлению безнравственности относились: пьянство, азартные игры, нецензурная брань, божба, непристойное (непотребное) поведение, самовольные застройки, попытки либо нанесение ущерба личности и имуществу. Со всем этим полиции надлежало бороться.
Санкции, которыми располагала полиция, включали: штраф, запрет на определенный вид деятельности, порицание, арест, помещение в работный дом. Более сложные дела передавались полиции по принадлежности.
Определенные коррективы были внесены в деятельность спецслужб. Вместо тайной канцелярии была создана тайная экспедиция, в качестве структурного подразделения Сената.
- [1] Словесный суд учрежден в XVIII в. для разбора торговых, вексельных, ярмарочных, фрахтовых дел.