Правовые основы организации и деятельности нотариата
Отдельные черты нотариальной деятельности прослеживаются в России, начиная с X—XI вв. Первое известие о знакомстве русичей с письменными актами отнесено к 911 г., когда был заключен договор киевского князя Олега с греками. В связи с возникшей в те времена необходимостью составления письменных актов, называвшихся кабалами, записями и памятями, стали востребованы грамотные люди, которые и писали… Читать ещё >
Правовые основы организации и деятельности нотариата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Изучение настоящей главы призвано способствовать формированию у студента:
- — теоретических знаний об истории развития нотариата;
- — владения необходимыми сведениями об основных нормативных правовых актах, регулирующих порядок организации и деятельности нотариата на всех этапах его развития.
Возникновение нотариата в России
Появление российского нотариата, как и зарубежного, связано с развитием товарного оборота и возникшей в связи с этим потребностью в содействии при заключении договоров, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав, в защите собственности. Потребность в нотариате как институте, призванном защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и других прав участников сделок, увеличивалась по мере развития торгового оборота.
Отдельные черты нотариальной деятельности прослеживаются в России, начиная с X—XI вв. Первое известие о знакомстве русичей с письменными актами отнесено к 911 г., когда был заключен договор киевского князя Олега с греками. В связи с возникшей в те времена необходимостью составления письменных актов, называвшихся кабалами, записями и памятями, стали востребованы грамотные люди, которые и писали эти акты, хотя и не были уполномочены на это особой властью. Доверие к таким людям вследствие ограниченной численности грамотных людей на Руси основывалось на факте грамотности. По свидетельствованию сенатора А. Г. Гасмана, «письменность при совершении юридических сделок окончательно устанавливается лишь со времени Судебника Иоанна 111 1497 года»[1].
Дошедшие до нас упоминания о нотариальной деятельности как о специализированном направлении в политической системе тогдашнего российского общества относятся к XVI в. Так как разрешение ряда дел, в том числе наследственных, длительное время в России подлежало церковной юрисдикции, то именно при церкви был образован орган, действующий в сфере закрепления и фиксации доказательств, обеспечивающий хранение документов.
Светский нотариат в России структурировался в XVI в. в виде так называемого сословия площадных подьячих — особого класса людей, специально занимающихся составлением различных письменных актов. По мнению А. М. Фемелиди[2], из этой группы писцов и развился со временем нотариат. Свое название площадные подъячие получили от того, что местом их работы была площадь. В Москве, например, акты писались на Ивановской площади. Они писались всегда от первого лица, а затем в них стал указываться его составитель — конкретный писец и присутствовавшие при составлении письменного акта свидетели. В Москве площадное письмо при царе Алексее Михайловиче стало привилегией стрельцов. За свою работу площадные подьячие не получали никакого жалованья от государства. За совершение актов они брали с лиц, обращавшихся к их услугам, плату, называвшуюся «писчее», «пошлина» или «могарыч». Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной круговой порукой. В Москве мнение артели учитывалось при назначении по указу государя в подьячие Ивановской площади.
В соответствии с Соборным уложением 1649 г.[3] стороны были обязаны совершать сделки, называвшиеся в то время «крепостью»[4], только через площадных подьячих с составлением справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Согласно Уложению всякая крепость должна была закачиваться подписью лица, ее дающего. Составленные площадными подьячими письменные акты регистрировались в специальных книгах в государственных учреждениях — приказах и только после этого предъявлялись в Печатный приказ, где к ним прилагалась государственная печать. В качестве примера такого акта можно привести ссудную кабалу, писаную на Ивановской площади: «Се аз Нестор Игнатьев в нынешнем во сто девяносто пятом году декабря в пятнадцатый день взял я, Нестор, у Андрея Аверкиевича Протасова на всякую крестьянскую ссуду десять рублев денег, и с той ссудой жить мне за ним, Государем своим, во крестьянстве, где он, Государь мой, меня похочет поселить, и живучи за ним, Государем своим, пашню пахать и сено косить, и оброк платить, и всякое изделие свое брать, и в ряд делать, и за иного ни за кого не заложиться, и не сбежать, и той ссуды не снесть. А где он, Государь мой, меня с той ссудой в бегах сыщет, и ему, Государю моему, взять на мне ту свою крестьянскую ссуду всю сполна. А крестьянство и впредь крестьянство. А у сей записи послух Евдоким Анофриев. А ссудную писал Ивановской площади подьячий стольника и полковника Стремянного Иванова полку Елисеевича Цыклера стрелец Андрюшка Кондратьев. Лета 7195 года декабря в 15 день. Явочная запись: „195 года декабря в… день в Приказе холопьего суда перед стольником князем Михаилом Федоровичем Жирово-Засекиным с товарищами крестьянин сказал: ссуду взял и такову ссудную на себя дал“. Пошлины по указу взяты, в книгу записано. Дьяк Алексей Авдуев. Справил Васька Писарев. Помета: „Послух Евдокимко руку приложил“. Помета: „Пошлин десять алтын взято“»[5].
В период правления императора Петра I становление института нотариата шло по пути установления правительственных органов, к ведению которых относилось совершение всех актов на гербовой бумаге, взимание за это пошлины, а также по пути устранения института площадных подьячих. Однако эти цели не были достигнуты, единый орган для совершения актов так и не был создан. И в 1701 г. совершение крепостных дел возвращается в ведение площадных подьячих.
Впервые понятие «нотариус» появилось в Вексельном уставе 1729 г., содержащем упоминание о публичных нотариусах[6], которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Позднее появились нотариусы исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевые нотариусы (в 1831 г.).
Постепенно организация и деятельность российского нотариата все более совершенствовалась. В частности, на законодательном уровне закреплялись достаточно строгие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса. Эти требования касались гражданства, возраста, превышающего возраст общей дееспособности, стажа профессиональной работы или специального образования, нравственных качеств претендента.
Развивались и систематизировались обязанности нотариусов, среди которых особо следует назвать обязанность по внесению залога в обеспечение своих должностных действий, что обеспечивало право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством.
В соответствии со Сводом законов Российской империи Николая I для составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах — при уездных судах особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда. После удостоверения в личности лиц, совершавших сделку, в праве продавца на отчуждение имущества, в отсутствие в условиях сделки противоречий законодательству, суд производил на письменном акте отметку «совершить по закону» и возвращал этот акт надсмотрщику, который дословно вносил акт в крепостную книгу[7].
Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было тесно связано с правовыми реформами Александра II и, в частности, с судебной реформой 1864 г. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений»[8] закреплялось нахождение нотариусов наряду с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах. Одновременно в ст. 420 Учреждения судебных установлений предусматривалось, что в столицах, губернских и уездных городах, а в случае надобности и в уездах, состоят нотариусы, которые заведуют под наблюдением судебных мест совершением актов и другими действиями по нотариальной части на основании особого о них Положения.
Такое Положение о нотариальной части было принято 14 апреля 1866 г.[9] и явилось первым всеобъемлющим российским нотариальным законодательным актом. Именно с этого времени нотариус был признан лицом, которое специально наделялось властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Вместе с тем следует отметить, что данное Положение действовало не на всей территории России. И там, где оно не применялось, например в губерниях и областях Сибири, нотариальные функции выполняли должностные лица полиции.
С принятием Положения о нотариальной части были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов) и должности публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов возлагались на младших и старших нотариусов. При отсутствии в населенном пункте нотариуса правом совершения нотариальных действий наделялись мировые судьи, городские судьи, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, — уездные члены окружного суда.
Положение не только регулировало порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, по и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальных действий. Полномочиями по определению количества нотариусов наделялся Минюст России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.
В соответствии с указанным Положением о нотариальной части нотариусы обладали двойственным статусом. Они считались находящимися на государственной службе, однако без права производства в чины и получения пенсии, а также без оплаты их труда со стороны государства. В то же время нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. За совершение нотариальных действий они получали плату с лиц, обратившихся за совершением таких действий. Размер платы устанавливался по добровольному соглашению обратившихся к нотариусу лиц, а если такого соглашения не было, то плата взималась по особой таксе, устанавливаемой Минюстом России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.
Положение предусматривало требования к кандидатам на должность нотариуса. Лицо, претендующее на должность нотариуса, должно было состоять в русском подданстве, достигнуть совершеннолетия (21 года), быть неопороченным судом или общественным приговором и свободным от занятий на другой государственной или общественной службе. Для занятия должности нотариуса необходимо было внести в окружной суд залог, который предназначался для обеспечения возмещения убытков, причиненных вследствие профессиональной деятельности нотариуса. В последующем нотариус должен был к залогу прибавлять часть платы за совершаемые им нотариальные действия. Если залог частично либо полностью расходовался на обеспечение имущественной ответственности нотариуса, то нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. При недостаточности размера залога на полное возмещение причиненных убытков нотариус привлекался к ответственности всем своим имуществом. По окончании же благополучного завершения своей карьеры и выходе в отставку нотариус мог пользоваться и распоряжаться своим залогом по собственному усмотрению.
Лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, должно было пройти испытание на предмет умения правильно излагать нотариальные акты, знания форм нотариального производства, гражданских законов и различных уставов, необходимых для совершения нотариальных действий. Испытание проводилось председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором.
Нотариусы назначались и увольнялись старшим председателем судебной палаты, но представлению председателя окружного суда. При вступлении в должность нотариус приносил присягу в публичном заседании окружного суда. Увольнению с должности нотариус подлежал по решению суда, за исключением случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.
Территория деятельности нотариуса ограничивалась пределами округа того суда, в ведомстве которого он состоял. Акты, совершенные нотариусами за пределами округа, силы нотариального акта не имели. При совершении каждого акта обязательно должны были присутствовать два свидетеля, а при совершении купчих на недвижимое имущество — три. На совершенных актах нотариус проставлял свою личную печать с изображением губернского герба. Совершенные нотариусом акты о недвижимом имуществе подлежали утверждению старшим нотариусом. По истечении каждого года работы нотариусы сдавали все документы в местный нотариальный архив, который велся старшим нотариусом.
Следует отметить, что правовое положение старшего нотариуса имело существенное отличие от правового положения нотариуса, поскольку старшие нотариусы в части порядка их назначения и увольнения с должности, получения содержания, служебных прав и преимуществ приравнивались к членам окружных судов. Различался и круг полномочий нотариуса и старшего нотариуса. К ведению нотариусов относились следующие действия: совершение всякого рода актов, выдача выписей из актовых книг и копий актов, засвидетельствование явки разного рода актов и протестов, принятие на хранение от частных лиц документов и составление проекта раздела наследства. Старшие нотариусы, как уже говорилось, утверждали нотариальные акты о недвижимом имуществе и заведовали нотариальным архивом, а также выдавали выписи из актовых записей и копии документов, хранящихся в нотариальном архиве, выдавали свидетельства на имения, представляемые в залог, и составляли запретительные и разрешительные статьи.
Положение о нотариальной части регулировало порядок нотариальной деятельности практически до Октябрьской революции 1917 г.
- [1] Гасман А. Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб., 1904. С. XXXII.
- [2] Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 г. СПб., 1902. С. 61.
- [3] Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1994.
- [4] Скрипилев Е. А. История российского нотариата: протонотариат (институт подьячих), развитие до реформ Александра II, нотариат и судебная реформа 1864−1874 годов // Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 6.
- [5] Исторические хроники российского нотариата / авт.-сост. Б. И. Лившиц. М.: РИА «Внешторгиздат», 2003. С. 119.
- [6] См.: Фемелиди А. М. Указ. соч. С. 69−70.
- [7] См.: Там же. С. 71−72.
- [8] Свод законов Российской империи. Т. XVI. Ч. 1 (специальное подарочное издание) // КонсультантПлюс. 2008.
- [9] Там же.