Правоохранительные органы.
Правоохранительные органы
В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Основы законодательства Российской… Читать ещё >
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 5. В схеме укажите систему арбитражных судов РФ
- 6. Составьте схему системы федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России)
- 7. Составьте схему структуры Министерства Юстиции РФ (Минюст России)
В структуре в первую очередь укажите:
Федеральные службы;
- -департаменты;
- -иные структурные образования.
Федеральные службы Министерства юстиции Российской Федерации Структура Министерства Юстиции РФ (Минюст России) Структура Министерства Юстиции РФ (Минюст России).
- 8. Составьте схему структуры федеральной службы охраны РФ
- 9. Перечислите основные направления деятельности прокуратуры
В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Рассматривая прокурорский надзор в качестве вида государственной деятельности, представляющий собой, как это следует из буквального толкования ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основную функцию органов прокуратуры, термин «функция» означает круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности. Следовательно, функция есть не что иное, как определенное направление деятельности.
Прокурорский надзор, как основная, определяющая функция прокуратуры, реализуется в конкретных направлениях деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основными направлениями деятельности прокуратуры выступают: во-первых, надзор за исполнением законов, включая: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данные подвиды деятельности по надзору принято называть отраслями прокурорского надзора; во-вторых, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; в-третьих, участие прокуроров в рассмотрении дел судами; в-четвертых, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в-пятых, участие в правотворческой деятельности; в-шестых, выпуск специальных изданий.
Все перечисленные направления деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и служат единой цели — обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в своей совокупности образуя особый, специфический вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Основным направлением деятельности российской прокуратуры является надзор за исполнением законов, а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.) надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности.
10. Задача Оперуполномоченный уголовного розыска в связи с расследованием ряда убийств в г. Челябинске, сделал запрос нотариусам о представлении ему сведений обо всех сделках гражданина Фокина, которые он удостоверял у нотариусов.
Часть нотариусов такие сведения предоставила, а часть отказалась, т.к. сослались на отсутствие запроса следователя.
Как бы вы поступили на месте нотариуса, получив подобный запрос?
Обоснуйте свой ответ.
Ответ.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, опираясь на нормы международного права, закрепляющие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, создали институт нотариальной тайны в нескольких аспектах.
А именно нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу и обязуется хранить профессиональную тайну (статья 14 Основ); нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности (статья 16 Основ); нотариусу (и иным сотрудникам нотариальной конторы) запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему (им) известны в связи с совершением нотариальных действий (статья 5 Основ); должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий (статья 28 Основ).
В соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.
В запросе органов предварительного расследования должна содержаться информация о дате возбуждения уголовного дела и должностном лице, вынесшем постановление о возбуждении уголовного дела; пункт, часть, статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело, номер уголовного дела и фамилия должностного лица, у которого в производстве оно находится. А также вкратце излагается фабула дела, причем понятная для нотариуса и ориентирующая его на предоставление именно таких сведений о нотариальном действии, с которыми связано доказывание события преступления.
Таким образом, нотариусы обязаны в таких случаях требовать предоставить им надлежащим образом оформленный запрос от следователя (а не оперуполномоченного) на предоставление информации о нотариальной деятельности.
Библиографический список Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: в ред. Федерального закона РФ от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Принят 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ: в ред. Федерального закона РФ от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — ст. 4532.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ: в ред. Федерального конституционного закона РФ от 27 декабря 2009 г. N 9-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. — ст.1.
О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ: в ред. Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 15. — ст. 1269.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202−1: в ред. Федерального закона РФ от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1992. — № 47. — Ст. 4472.
Правоохранительные органы: учебник для бакалавров / В. А. Байдуков и др. / под ред. В. М. Бозрова. — М.: Юрайт, 2012. — 414 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов. — М.: Оникс, 2008. 736 с.
Юридический энциклопедический словарь. — М.: НОРМА, 2002. — 899с.