Международная финансовая система
Субъектным компонентом являются и публичные, и частные лица (как и в международной торговой, международной инвестиционной системах). Участники этих отношений — государства, а от государств — уполномоченные органы (президенты, правительства, центральные банки, министерства финансов и др.); международные организации, в том числе параорганизации; под частными лицами имеются в виду банки, валютные… Читать ещё >
Международная финансовая система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сфера трансграничного движения финансовых средств образует международную финансовую систему. Она так же, как и другие подсистемы международной экономической системы, и сама система, состоит из пяти компонентов: предметного, субъектного, регулятивного, функционального и идеологического.
Предметным компонентом выступают международные финансовые отношения в широком смысле этого слова — на публично-правовом и частноправовом уровнях. Эта группа отношений, в свою очередь, подразделяется на другие группы: валютные; кредитные; платежно-расчетные и т. д.
Субъектным компонентом являются и публичные, и частные лица (как и в международной торговой, международной инвестиционной системах). Участники этих отношений — государства, а от государств — уполномоченные органы (президенты, правительства, центральные банки, министерства финансов и др.); международные организации, в том числе параорганизации; под частными лицами имеются в виду банки, валютные биржи, физические и прочие юридические лица.
Наиболее важную роль в международной финансовой системе играют: МВФ, МБРР, БМР; среди параорганизаций — Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Кроме того, в рамках региональной экономической интеграции повсюду создаются платежные, валютные союзы. Некоторые из них ставят цель введения общих — коллективных — валют.
Регулятивный компонент объединяет все нормативные блоки, которые разными способами регулируют международные финансовые отношения в широком смысле (включая и финансовые отношения международного характера). Среди них прежде всего — внутригосударственное (национальное) право и международное право; от системы международного права в данной сфере отношений выступает корпус норм, объединенных в международное финансовое право. На национальном уровне финансовые отношения с точки зрения права изучают такие учебные дисциплины для вузов и науки, как финансовое право, гражданское право, налоговое право, бюджетное право, административное право, финансовое право зарубежных стран, финансовое право ЕС и др.
Регулятивные функции несут также неправовые нормы: международной морали, религиозные, политические и др.; часть из них получили название «мягкого права» .
Следует иметь в виду, что в сфере финансовых отношений государства предоставили большую свободу действий частноправовым участникам международной финансовой системы — банкам. Практически на всем этом «пространстве» развитые рыночные государства оставили в действии общедозволительный правовой режим, в основе которого лежит правило «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Благодаря этому, в финансовых отношениях международного характера интенсивно развивается транснациональное право, нормы которого создают сами для себя банки разных стран и другие участники таких отношений (lex financiaria).
Функциональный компонент состоит из методов воздействия на международные финансовые отношения. Они многообразны. Для юристов важно, что эти методы могут быть правовыми и неправовыми; среди методов — одностороннее, двустороннее, многостороннее (групповое), универсальное, транснациональное, наднациональное регулирование. Появление и развитие МВФ свидетельствует о том, что произошло «переключение» с методов двустороннего и группового регулирования на универсальное и наднациональное регулирование отдельных вопросов международной финансовой системы.
Идеологический компонент обычно объясняет мотивы действий и принимаемых мер, предоставляет аргументацию и обоснования, в том числе с научной и прикладной точек зрения. Примером может служить тезис: МВФ требует реформирования, потому что в существующем виде он не может противостоять глобальным финансовым кризисам и обслуживает, главным образом, интересы развитых стран, что превращает международную финансовую систему в несправедливую, не обеспечивает взаимной выгоды государств.
Функционирование международной финансовой системы имеет своим результатом определенный международный финансовый правопорядок.