Принципы правотворчества.
Правотворчество
А. Уайтхед дает наиболее полное и объемное определение: «Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или… Читать ещё >
Принципы правотворчества. Правотворчество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правотворческая деятельность государства, согласно конституционной теории и законодательной практике, должна осуществляться на базе ряда основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общие направления этой деятельности.
Принципы правотворчества — основополагающие требования, принципы, выступающие методологической основой подготовки нормативных правовых актов.
Правотворчество достигает своих целей лишь в том случае, когда оно базируется на следующих важнейших принципах.
Принцип гуманизма означает, что принимаемые правовые акты должны защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь.
Гуманистическая природа правовых актов связана с их соответствием нравственным началам: цели и предписания должны быть нравственно ориентированы и обращены к моральным регуляторам поведения человека. Нравственный потенциал норм права снимает проблему противостояния нормативных актов и субъектов правоотношений, стимулирует к исполнению норм права.
Принцип демократизма проявляется в особой процедуре разработки, обсуждения и принятия юридического акта уполномоченным органом, в привлечении граждан к правотворческой деятельности, обсуждению законопроектов и иных нормативных актов.
Как это должно проходить? Правовые акты должны обсуждаться в трудовых коллективах, на конференциях, семинарах, должны проводиться социологические опросы, к этому должны широко привлекаться средства массовой информации, интернет-ресурсы. Как простые граждане, так и юристы (ученые и практики), должны не только высказывать свои личные суждения по законопроектам, но и доводить их до правотворческих органов, получать соответствующий ответ в случае принятия или непринятия. Законопроекты должны быть доведены до сведения населения, и должны быть максимально учтены мнения всех граждан. Зачастую наши правотворцы, в противоположность этому, принимают некачественные законы и деятельность депутатов называют «взбесившимся принтером»[1].
Принцип научности проявляется в том, что в процессе подготовки нормативных правовых актов изучаются социально-экономические, политические, культурные и иные факторы. Необходимость его соблюдения в правотворчестве особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития национальных, государственных, социально-экономических отношений до сих пор четко не определены, нет научно обоснованной концепции или теории, нет научно обоснованного вектора развития страны.
В связи с этим полезно задаться вопросом: «Что же такое наука?».
А. Уайтхед дает наиболее полное и объемное определение: «Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов»[2].
Наивность современного теоретизирования в теории права и государства состоит в том, что оно слишком много пишет о понятии чего-либо, в том числе и о понятии права, воли, правотворчества, но что такое понятие и какова его природа мало кто усвоил. Ведь если стоять на позициях науки, то необходимо избавиться от субъективных представлений и субъективных мнений в самой науке и через содержание получить объективное понятие исследуемого предмета. И в этом случае оно будет одно, и двух понятий быть не может. В теории государства и права есть бесчисленное множество понятий, определений, разных трактовок одного и того же, но нет ни одного вразумительного доказанного закона, нет анализа причинно-следственных связей. Остается только сожалеть, что как и в десятилетия господства в стране позитивизма и научного марксизма, страна идет «на ощупь» и кувыркается как слепой котенок в собственной турбулентности.
Принцип законности правотворчества предполагает, что нормативные правовые акты:
- • издаются правомочными на то органами и должностными лицами;
- • принимаются при учете принципа разделения властей, неукоснительного соблюдения принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта федерации;
- • соответствуют принятой в стране конституции;
- • принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т. д.);
- • учитывают действующие правовые акты.
Принцип обеспеченности правотворческого процесса проявляется в использовании в правотворческой практике различных средств организации деятельности субъекта правотворчества по принятию нормативных правовых актов. К средствам обеспечения правотворческой деятельности относятся: информационное обеспечение правотворчества; планирование и программирование правотворческой деятельности; использование правотворческого эксперимента, правотворческого экспертного заключения; организационноюридическое обеспечение правотворчества; демократическая поддержка правотворчества.