Группы интересов.
Основы государственного и муниципального управления
Функционального представительства интересов — широкая сеть прямых, не опосредованных выборами связей между группами интересов и органами государственного управления, которая дополняет конституционную систему политического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации государственных решений группам интересов, которые не вправе представить их с помощью собственных депутатов… Читать ещё >
Группы интересов. Основы государственного и муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- • общественные функции системы представительства интересов, ее роль в государственном управлении;
- • основные функции и ресурсы групп интересов;
- • формы, методы и ресурсы лоббизма, его положительные и отрицательные черты;
- • особенности корпоративного типа функционального представительства интересов, его значение для понимания государственного управления в условиях транзита;
уметь
- • описать содержание интереса групп влияния, его информационное и ресурсное обеспечение;
- • дать характеристику целей и способов деятельности GR-департаментов;
владеть
- • способностью составить план-проект лоббистской акции;
- • навыками оценки результатов деятельности GR-департаментов компаний.
Группы интересов
Система представительства интересов
Государственное управление функционирует в окружении и под влиянием социальной среды с характерными для нее культурными, религиозными, экономическими и иными формами плюрализма, что находит выражение в существовании множества политических партий, союзов, ассоциаций, общественных групп. Именно этот уровень формирует систему представительства интересов граждан и организованных групп. Посредством системы представительства интересов происходит взаимодействие общества и органов государственного управления.
Внутри системы представительства интересов существуют две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы:
- 1) политического (территориального) представительства, включающая различные формы политического участия населения, в том числе через выборы органов власти, деятельность политических партий и их представителей, митинги и демонстрации;
- 2) функционального представительства интересов — широкая сеть прямых, не опосредованных выборами связей между группами интересов и органами государственного управления, которая дополняет конституционную систему политического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации государственных решений группам интересов, которые не вправе представить их с помощью собственных депутатов. Кроме того, эти интересы могут иметь не только узкогрупповую, но и общественную значимость. Поэтому посредством функционального представительства получают выражение в общегосударственном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы незамеченными.
Если в политическом представительстве интересов ключевую роль играют политические партии, то в функциональном представительстве па первый план выходят группы интересов. Это могут быть СМИ, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, компании, различные некоммерческие организации, клубы по интересам. Все они принадлежат гражданскому обществу и лишь в некоторых ситуациях охватываются политическим процессом. Предприятия и компании могут включаться в политический процесс как через группы интересов (ассоциации, союзы, объединения, федерации, лиги и т. п.), так и непосредствен по через собственные отделы связей с общественностью (PR) и связей с государственными органами (GR), временно либо постоянно. Также могут быть привлечены профессиональные посредники (политконсультанты, аналитические центры, PRїї G/^-эксперты и т. п.). Заинтересованные группы эффективно участвуют в политическом процессе, если обладают соответствующими ресурсами. К ним относятся: организованная структура, финансовые средства, количественный состав, наличие квалифицированных и опытных кадров и экспертов, владение собственностью, информация.
Система функционального представительства интересов организует постоянное и оперативное взаимодействие в процессе подготовки государственными органами управления конкретных решений с теми, чьи интересы эти решения затрагивают, и кто располагает наиболее ценной информацией, имеющей отношение к данной повестке дня. Посредством этой системы общество формирует и ставит на повестку дня проблемы, требующие государственного вмешательства. Индивиды, различные объединения используют ее каналы для выражения требований, соответствующих их реальным и мнимым интересам, и переноса этих требований в сферу принятия государственных решений. Тем самым система функционального представительства интересов выполняет три важные общественные функции. Во-первых, она выступает посредником между государством и населением, выражая и защищая конкретные интересы определенных общественных групп. Во-вторых, обеспечивает действие механизма коррекции правительственных решений, что оберегает государственную власть от стагнации и дает возможность исправить ранее принятые решения. В-третьих, поддерживая определенных деятелей в правительственных структурах, группы интересов обладают возможностью влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Таким образом, они выполняют функцию формирования правительственных структур государственного управления.