Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Психолого-педагогические аспекты развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ДЦП

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее… Читать ещё >

Введение. Психолого-педагогические аспекты развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ДЦП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

сенсорный эталон церебральный паралич.

Теоретические аспекты развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Сенсорный эталон — понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы. В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие, развитие геометрических фигур, цвета, величины. Вопросами сенсорного развития детей занимались отечественные и зарубежные ученые Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Э. Г Пилюгина, Е. И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и многие другие. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка. Как указывается в работе Н. Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».

Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета, в области величины — большой, маленький, толстый, тонкий, широкий, узкий, длинный, короткий в области пространственного расположения — справа, слева, вверху, внизу. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Вопросами сенсорного развития детей дошкольного с детским церебральным параличом занимались Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Т. Ю. Моисеева, О. Г. Приходько и др. Интерес к изучению сенсорного развития дошкольников с детским церебральным параличом объясняется необходимостью выявления закономерностей и особенностей их сенсорного опыта как важного условия разработки эффективных средств воздействия на процесс психического развития. У детей с детским церебральным параличом формирование процессов восприятия нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением двигательно-кинестетического, слухового и зрительного анализаторов. У них патологически развивается схема положение и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и двигательно-кинестетического анализаторов.

Для детей с ДЦП дошкольного возраста характерен и низкий объем представлений о сенсорных эталонах и качество овладения сенсорными эталонами. При этом качество и объем овладения сенсорными эталонами определяется видом эталона. Искажение адекватности и снижение полноты отражения свойств объекта приводит к тому, что перцептивные действия часто не сформированы, а опознание схематично и ошибочно. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой