Список литературы.
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1- 2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны. Подберите 7 — 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком… Читать ещё >
Список литературы. Роль семьи в подготовке ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, № 8.
- 2. Бабаева Т. И. У школьного порога. — М., 1993.
- 3. Бардиан А. Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. — М., 1972.
- 4. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, № 8.
- 5. Брускова Е. С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). — М., 1987.
- 6. Буре Н. С. Готовим детей к школе. — М., 1987.
- 7. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994.
- 8. Венгер Л. А., Венгер А. А. Домашняя школа. — М., 1994.
- 9. Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно: (развитие творческих способностей детей) — М., 1992.
- 10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др., Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 1989.
- 11. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. — М., 1975.
- 12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1983.
- 13. Макаренко А. С. О воспитании. — М., 1988.
- 14. Маркова Т. А. Воспитание дошкольника в семье. — М., 1979.
- 15. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. — М., 1980.
- 16. Они пойдут в школу / Брагина В. Д., Языкова Т. А. Под ред. В. Г. Маралова. — М., 1987.
- 17. Пантина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. — М., 1996.
- 18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Новинников. — М., 1990
- 19. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О. М. Дъяченко, Е. Л. Агаевой. — М., 1991.
- 20. Чейпи Дж. Готовность к школе. — М., 1992.
Приложения
Приложение 1
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
«Опиши по памяти».
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т. д.
«Найди картинку».
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.
«Пары картинок».
Подберите 7 — 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1- 2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1 — 2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними. Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
«Пары слов».
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5 — 6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка — молоко, мальчик — машина, стол — пирог и т. п. — и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
«Собери пирамиду».
Вам понадобиться обычная большая пирамидка, состоящая из 8 колец разного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5 — - 7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки. Рисунки могут быть такими:
Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит ее по одному из этих рисунков.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
«Поезд».
Вам потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка — это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку:"Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Мы кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой нарисована тарелка, потому, что тарелка и ложка — посуда".
Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
«Что изменилось?».
Поставьте перед детьми 3 — 7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Съедобное — несъедобное».
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Замри».
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
«Какая бывает собака?».
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д.
«Нарисуй по описанию».
Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Приложение 2
Советы родителям Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимются вместе.
В процессе работы над темой, я наблюдала за методикой воспитания детей-дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной — всю ответственность по воспитанию и развитию ребенка родители переложили на «плечи» детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребенок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье, родители сами воспитывают ребенка. Мама с папой стараются не кричать на ребенка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но и здесь отсутствует умение слушать малыша.
И в обеих семьях родителей беспокоит, что ребенок не обращает внимания на сделанные замечания, игнорирует их. А почему он должен это делать, если видит по поведению родителей, что слушать человека не обязательно, если тебе это не интересно?
Основная задача родителей детей-дошкольников, на мой взгляд, это научить ребенка быть усидчивым, уметь слушать, быть внимательным. Ведь в школе ему придется проводит много времени за партой.
И вот, на основе наблюдений, я сделала некоторые выводы, которые, надеюсь, помогут мне в работе с детьми и помогут родителям в воспитании своего ребенка, подготовке его к школе.
ДЕЛАЙТЕ. | НЕ ДЕЛАЙТЕ. | |
Радуйтесь Вашему малышу. | Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит. | |
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом. | Не задавайте слишком много вопросов. | |
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно. | Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов. | |
Установите четкие и жесткие требования к ребенку. | Не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату. | |
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов. | Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, а тем более не следует этого делать в присутствии других людей. | |
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. | Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание. | |
Говорите медленно. Будьте терпеливы. | Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («Мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений. | |
Каждый день читайте ребенку. | Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. | |
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. | ||
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. | ||
Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка. | ||
Поощряйте игры с другими детьми. | ||