Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ результатов исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из общего количества исследуемых респондентов на 1 этапе мы выявили, что у 48% младших школьников уровень развития творческой одаренности (креативности) — средний, 28% — ниже среднего, и только у 24% респондентов — высокий уровень креативности. Для выявления разброса частных данных относительно средней мы использовали производную от дисперсии величину, называемую стандартное отклонение… Читать ещё >

Анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Группу математических методов составляет компьютерная программа «STADIA», включающая в себя оптимальную статистику и Т-критерий Стьюдента.

Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психологическому обследованию.

Сравнивания непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

Анализ результатов исследования.

=.

или.

= ,.

Где Х — выборочная средняя величина или среднее арифметическое значений по выборке;

где: — среднее значение выборки,.

— величина наблюдаемого состояния у разных испытуемых,.

N — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина;

Xiчастные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей N, поэтому индекс i данной переменной принимает значения от 1 до N;

У — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение У Xi соответственно означает сумму всех X с индексом i от 1 до N.

Дисперсия, как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Она определяется следующим образом:

D =,.

где D — выборочная дисперсия;

— выражение, означающее, что для всех Xi от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

N — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

Для выявления разброса частных данных относительно средней мы использовали производную от дисперсии величину, называемую стандартное отклонение. Он равно квадратному корню, извлекаемому из дисперсии.

= ,

Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
где - стандартное отклонение.

где — стандартное отклонение.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения друг от друга, мы использовали t-критерий Стьюдента:

Формула расчета tкритерия Стъюдента:

Анализ результатов исследования.

T = ,.

где T — значение tкритерия,.

— средняя величина по какому — либо признаку в одной группе,.

Анализ результатов исследования.

— средняя величина по этому же признаку в другой группе, М 1 и М 2 — соответствующие величины статистических ошибок средней величины выборки (ошибка среднего).

Анализ результатов исследования.

М = ,.

Коэффициент асимметрии определяет — имеет ли изучаемое свойство тенденцию накапливаться или наоборот уменьшаться:

Если коэффициент асимметрии положительный, то изучаемое свойство имеет тенденцию уменьшаться, Если коэффициент асимметрии отрицательный, то изучаемое свойство имеет тенденцию набираться.

Коэффициент асимметрии вычисляется по формуле:

Анализ результатов исследования.

As = ,.

Анализ результатов исследования.

где As — показатель асимметрии,.

N — число выборки,.

— стандартное отклонение,.

D — дисперсия,.

Xi — зафиксированные варианты эксперимента,.

  • — среднее значение выборки.
  • 1 этап исследования.

На 1 этапе были исследованы 50 учащихся, по показателям креативности они были разделены на три группы. Показатели креативности выше среднего были выявлены у 12 учащихся, средние показатели креативности показали 24 школьника, а показатель креативности ниже среднего — 14 учащихся.

Уровни креативности учащихся.

Рисунок 1. Уровни креативности учащихся По уровню творческой одаренности (креативности) мы разделили их на три группы:

Экспериментальная группа, А 1 -10 учащиеся с показателями творческой одаренности (креативности) ниже среднего.

Экспериментальная группа, А 2 — 10 учащиеся со средними показателями творческой одаренности (креативности).

Контрольная группа — 10 учащиеся с показателями творческой одаренности (креативности) выше среднего.

Результаты теста «Вербальная креативность»

Для обработки данных по тесту мы сравнили числовые параметры выборки.

Экспериментальная группа, А 1.

В таблице 4 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 4.

Х.

n.

Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

Анализ результатов исследования.

=.

Где Х — выборочная средняя величина или среднее арифметическое значений по выборке;

где: — среднее значение выборки,.

— величина наблюдаемого состояния у разных испытуемых,.

N — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина;

Xiчастные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей N, поэтому индекс i данной переменной принимает значения от 1 до N;

У — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение У Xi соответственно означает сумму всех X с индексом i от 1 до N.

Дисперсия, как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Она определяется следующим образом:

D =,.

где D — выборочная дисперсия;

— выражение, означающее, что для всех Xi от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

N — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

Для выявления разброса частных данных относительно средней мы использовали производную от дисперсии величину, называемую стандартное отклонение. Он равно квадратному корню, извлекаемому из дисперсии.

= ,.

где — стандартное отклонение.

n — 10.

х — уровень креативности (индекс уникальности).

Db = 3,86.

xb = 4,3.

у = 1,94.

Диапазон значений xb (4,3−1,94; 4,3+1,94) т. е. в интервале (2,36; 6,24).

Экспериментальная группа, А 2.

В таблице № 2 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 5.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень креативности (индекс уникальности).

Db = 1,75.

xb = 5,3.

у = 1,32.

Диапазон значений xb (5,3 — 1,32; 5,3 + 1,32) т. е. в интервале (3,98; 6,62).

xb, А 1 < xb, А 2.

4,3 < 5,3.

Результаты по контрольной группе

В таблице 6 представлены варианты значений выборки.

Таблица 6.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень креативности (индекс уникальности).

Db = 5,41.

xb = 7,2.

у = 1,86.

Диапазон значений xb (7,2 — 1,86; 7,2 + 1,86) т. е. в интервале (5,34; 9,06).

xb, А 1 < xb конт xb, А 2 < xb конт.

4,3 < 7,2 5,3 < 7,2.

Сравнивая результаты статистической обработки 2-х группконтрольной и экспериментальной, мы выявили следующее:

1. Среднее значение по тесту в экспериментальных группах значительно ниже, чем в контрольной.

xb, А 1 > xb конт (4,3 xb конт (5,3 < 7,2).

2. Для подтверждения мы вычислили t — критерий Стьюдента (который равен t = 1,7).

И он подтверждает наличие различий средних выборочных значений по данным группам.

  • 3. Существует также и различия в формах вариаций.
  • 4. Дисперсия значений в экспериментальных группах меньше, чем в контрольной группе. Наглядно это показано в таблице 7.

Таблица 7.

Группы исследования.

xb.

Db.

у.

Экспериментальная группа, А 1.

4,3.

3,86.

1,94.

Экспериментальная группа, А 2.

5,3.

1,75.

1,32.

Контрольная группа.

7,2.

5,41.

1,86.

Что говорит о том, что для контрольной группы креативность выражено более характерно.

Результаты теста «Невербальная креативность»

(сырые данные представлены в приложении 5).

Для обработки данных по тесту мы сравнили числовые параметры выборки.

Экспериментальная группа, А 1.

В таблице № 5 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 8.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень невербальной креативности (индекс уникальности).

Db = 1,3.

xb = 1,7.

у = 0,69.

Диапазон значений xb (1,7 — 0,69; 1,7 + 0,69) т. е. в интервале (1,01; 2,39).

Экспериментальная группа, А 2.

В таблице № 6 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 9.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень невербальной креативности (индекс уникальности).

Db = 1,38.

xb = 1,9.

у = 1,46.

Диапазон значений xb (1,9 — 1,46; 1,9 + 1,46) т. е. в интервале (0,44; 3,36).

xb, А 1 < xb, А 2.

1,7 < 1,9.

Контрольная группа

В таблице № 7 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 10.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень невербальной креативности (индекс уникальности).

Db = 1,48.

xb = 2,4.

у = 1,09.

Диапазон значений равен xb (2,4 — 1,09; 2,4 + 1,09), т. е. (1,31; 3,49).

Наглядно это показано на рисунке 2.

Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.

Рисунок 2.

Сравнительные результаты методики показаны в таблице 11.

Таблица 11.

Группы исследования.

xb.

Db.

у.

Экспериментальная группа, А 1.

1,7.

1,3.

0,69.

Экспериментальная группа, А 2.

1,9.

1,38.

1,46.

Контрольная группа.

2,4.

1,48.

1,09.

Данные экспериментальных группы свидетельствуют о том, что уровень креативности у них ниже, чем у респондентов контрольной группы.

Как видно из результатов теста отличия значений наиболее ярко выражены по невербальной креативности, подтверждением этого является и критерий Стьюдента, который равен t= 2,2.

2 этап исследования.

На 2 этапе проводилось исследование уровня притязаний и самооценки испытуемых.

Результаты теста «Моторная проба Шварцландера» .

Экспериментальная группа, А 1.

В таблице 12 представлены варианты значений.

Таблица 12.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень притязаний и самооценки.

Db = 1,07.

xb = 2,5.

у = 1,74.

Диапазон значений xb (2,5 — 1,74; 2,5 + 1,74) т. е. в интервале (0,76; 4,24).

Экспериментальная группа, А 2.

В таблице 13 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица № 13.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень притязаний и самооценки.

Db = 1,5.

xb = 2,8.

у = 1,34.

Диапазон значений xb (2,8 — 1,34; 2,8 +1,34),.

т.е. в интервале (1,46; 4,14).

Результаты контрольной группы.

В таблице 14 представлены варианты значений данной выборки.

Таблица 14.

Х.

n.

n — 10.

х — уровень притязаний и самооценки.

Db = 1,84.

xb = 3,5.

у = 1,94.

Диапазон значений xb (3,5 — 1,94; 3,5 + 1,94),.

т.е. в интервале (1,56; 5,44).

1. Среднее значение по тесту в экспериментальных группах значительно ниже, чем в контрольной.

xb, А 1 < xb конт (2,5 < 3,5);

xb, А 2 < xb конт (2,8 < 3,5).

2. Для подтверждения мы вычислили t — критерий Стьюдента (который равен t = 1,26).

Это указывает на наличие различий между выборочными средними величинами по данному параметру.

4. Дисперсия значений в экспериментальных группах меньше, чем в контрольной группе. Наглядно это показано в таблице 15.

Таблица 15.

Группы исследования.

xb.

Db.

у.

Экспериментальная группа, А 1.

2,5.

1,07.

1,74.

Экспериментальная группа, А 2.

2,8.

1,5.

1,34.

Контрольная группа.

3,5.

1,84.

1,94.

Результаты методики «Моторная проба Шварцландера» по группам показаны в гистограммах № 3,4,5.

Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования.

Таким образом, на основе результатов проведенных методик мы можем выделить следующее:

  • 1. Исходя из общего количества исследуемых респондентов на 1 этапе мы выявили, что у 48% младших школьников уровень развития творческой одаренности (креативности) — средний, 28% - ниже среднего, и только у 24% респондентов — высокий уровень креативности.
  • 2. Дальнейший анализ показал, что у респондентов контрольной группы уровень невербальной креативности выше, чем у респондентов экспериментальных групп.
  • 3. Уровень притязаний и самооценки в контрольной группе выше, чем в двух экспреиментальных группах: у 30% респондентов контрольной группы уровень притязаний и самооценки высокий, а экспериментальных группах, А 1 и, А 2 данный показатель составляет 10% и 20% соответственно.
  • 4. Анализируя результаты исследования, мы можем отметить, что у учащихся с показателями творческой одаренности (креативности) выше среднего и среднего преобладают высокие показатели уровня притязаний, самооценки что уже служит подтверждением предложенной нами гипотезы.

Рекомендации Развитие творческой одаренности детей Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к «ухудшению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности:

ѕ Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

ѕ Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

ѕ Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

ѕ Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

ѕ Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

ѕ Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

ѕ Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

ѕ Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

ѕ Чтобы выдать «на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

ѕ При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой